
Не попробуешь – не поймешь
Обилие марок и моделей, заполнивших российский рынок, в наступившем году затруднит выбор даже заядлому автолюбителю. Определиться действительно непросто: незнакомые опции, отсутствие опыта управления новинками – эти и другие факторы требуют от клиента неспешности в выборе новой машины. Вот и настало время достать из чемодана инструментов продавца тест-драйв, который снова можно признать одним из ключевых этапов выбора автомобиля. Для того чтобы вы сформировали или подтвердили свою точку зрения о важности тест-драйва в текущих условиях, Евгений Горянский пообщался с представителями дилерских предприятий, обладающих существенным опытом в продажах новинок
Большинство новинок российского автомобильного рынка не старше двух лет, и их ассортимент продолжает обновляться. Выбор машины
при широкой представленности симпатичных кузовов, видов двигателя, опций, комплектаций – настоящая головоломка, не правда ли?
Слоган «Не попробуешь, не поймешь» подойдет для любого покупателя. Тест продукта – отличная возможность развеять сомнения или побороть возражения клиентов, позволяющая сделать осознанный выбор. Мы давно не приобретаем дорогостоящие товары, предварительно не протестировав их в шоу-руме. Потом, может, и закажем в Интернете с доставкой. Но сначала даже мебель стоит внимательно осмотреть и прощупать в выставочном зале, прежде чем решиться на ее установку в доме, а тут целый автомобиль, стоимость которого сопоставима с ценами на квартиры! Неужели кого-то сейчас нужно убеждать прокатиться на незнакомой модели? Нет, убеждать, как правило, не нужно. Но вот каждому ли клиенту авторитейлер дает такую возможность?
Учитывая, что учет трафика и расчет его конверсии в дилерском центре в настоящее время во многом носят формальный характер и не отличаются достоверностью, отследить, был ли предложен клиенту тест-драйв, невозможно. Но повышение контроля может показаться нудным, финансово- и трудозатратным действием.
Сама по себе специфика предложения тест-драйвов давно определена:
- есть продавцы, которые его предлагают и используют как инструмент продаж;
- есть продавцы, которые проводят тест- драйв, опасаясь «тайного покупателя» и штрафа за отсутствие такого предложения;
- а есть продавцы, которые идут на поводу у клиентов: если сам захочет и спросит, тогда проведу.
В моей авторской колонке «Китайский премиум» [Рубрика «Управление» №9 (157) «АвтоБизнесРевю» за сентябрь 2023 года. – Прим. ред.] я уже приводил примеры каршерингового сервиса, который заметил, что многие клиенты отдают предпочтение определенному автомобилю, чтобы провести таким образом длительный тест-драйв – за свой счет.
Но вот другой пример. Недавно я был в Саратове и в приложении одного из сервисов такси ради любопытства выбрал электромобиль, чтобы расспросить водителя о его опыте. Я удивился, что при лимите заряда батареи такого «китайца» посчитали подходящим для такси. Опыт водителя и одновременно владельца электромобиля оказался бесценным, но совершенно по другой теме. Вот что он мне рассказал.
Мужчина планировал купить обычный, бензиновый, автомобиль и заехал в два дилерских центра одного бренда, который ему приглянулся. После презентации спросил о тест-драйве. В одном салоне продавец сказал, что сегодня точно не сможет – бензин в тестовых машинах закончился. В другом – посетовал, что до конца рабочего дня остается полчаса, а документы на тест выписывать дольше, поэтому лучше он просто расскажет об автомобиле. Клиент редко покупает новые машины и знает себе цену, поэтому такого отношения не потерпел.
«Я разозлился и поехал домой, по дороге заглянув в дилерский центр, который закрывался через 10 минут. Там выставлялись только электромобили, и я зашел просто ради интереса и потому что было по пути. Продавец, только услышав, что я просто смотрю и машину с электродвигателем покупать не собираюсь, с ходу заявил, что ее нужно пробовать в деле», – рассказал мой собеседник.
Как вы понимаете, электромобиль он в итоге приобрел. Пока мы ехали в такси, водитель с восхищением рассказал о своих первых впечатлениях: «Едет вообще не слышно, выглядит внутри сногсшибательно, опций в три раза больше, чем в автомобилях, на которых не могут провести тест-драйв. Вот влюбился в машину с первого взгляда – и все тут».
Именно эта история заставила меня обзвонить знакомых дилеров, просить у них статистику, чтобы понять, насколько сейчас тест-драйв помогает продажам. Сам вопрос, нужен ли тест-драйв, требовал подкрепления цифрами, но…
Часть респондентов вежливо отказала, сомневаясь в достоверности своей статистики. Кого-то я своим вопросом о конверсии «визит – тест – сделка» разволновал и заставил побеседовать с директором и руководителем отдела продаж, клиентскими службами и даже IT-специалистами. Вывод очевиден: нужно срочно замерять трафик, чтобы понять, насколько обязательным при существенных изменениях на рынке остается этап пробной поездки с точки зрения эффективности.
Ряд дилеров смог в полной мере поделиться своим мнением и опытом в этом вопросе, и я с удовольствием делюсь этими комментариями с вами.

Борис Демешко, управляющий директор ГК «Море Авто» (Калининград)
Мы считаем, что тест-драйв является ключевым этапом воронки продаж, который позволяет достичь максимального доверия клиента для последующей продажи автомобиля. Проводить тест-драйв китайской машины и видеть, как меняется в положительную сторону изначально предвзятое мнение клиента – дорогого стоит. Высокое качество автомобилей, хорошие ходовые характеристики, комфорт и удобство – все это есть у «китайцев». Не говоря уже о наполнении комплектаций – даже в базовых версиях есть система курсовой устойчивости, активный круиз-контроль, функция экстренного торможения и т.д.
Мы с удовольствием демонстрируем нашим гостям возможности автомобиля – как он ведет себя на дороге, насколько удобен в управлении, как работает подвеска. Это важно для покупателей, которые хотят быть уверенными в качестве автомобиля перед покупкой. Мы создаем позитивный имидж компании в глазах потенциальных покупателей. Они видят, что мы заботимся о своих клиентах и готовы предоставить им возможность испытать машину.
В компании «Румос-Авто SWM» приводят интересную статистику, которая отражает необходимость проведения тест- драйвов максимальному количеству клиентов.
Конверсия входящих обращений клиентов в сделки по новым автомобилям в дилерском центре Exeed ГК «Море Авто» по видам контактов, январь 2024 года
*Вся конверсия рассчитывается по отношению к рабочим листам, когда пройдена квалификация лида.
**Первичный трафик – клиент, обратившийся в компанию с целью приобретения автомобиля, с которым нет действующего взаимодействия (созданного актуального рабочего листа).
***Вторичный трафик – клиент, с которым есть актуальное взаимодействие, прописанное в рабочем листе.

Наталья Резникова, заместитель генерального директора дилерского центра SWM ГК «Румос-Авто» (Тверь)
Почему тест-драйв так необходим? Во-первых, лучшие практики с этапами продажи автомобиля никто не отменял. Ведь качественное выявление потребностей с последующим закрытием их «в действии», то есть на тест-драйве, увеличивают доверие и аргументируют необходимость выбранного автомобиля для клиента.
Во-вторых, обратимся к статистике восприятия людьми информации от «Яндекс.Дзен». Ее воспринимают:
– за счет органов слуха (аудиалы) – 5%;
– в первую очередь за счет мышления (дегиталы) – 25%;
– за счет органов чувств (кинестетики) – 35%;
– за счет органов зрения (визуалы) – 35%.
Если с аудиалами и дегиталами мы можем обсудить все «в салоне» с помощью презентации автомобиля и POS- материалов, то с кинестетиками и визуалами просто необходимо проходить тест-драйв, а это 70% клиентов.
В-третьих, перейдем на язык бизнеса и цифр и рассмотрим не стандартную конверсию визитов в тест-драйвы, а конверсию в выдачи. В «Румос-Авто SWM» при сравнении данных выявлено: конверсия визитов с тест-драйвом в выдачи на 13,3% выше, чем просто конверсия всех визитов в выдачи. Таким образом, если мы увеличиваем количество тест-драйвов, а точнее конверсию тест-драйвов к визитам, то автоматически повышаем объемы продаж автомобилей.
На рынке появляется множество новых игроков, количество ярких, современных брендов растет, и нашим клиентам все сложнее сделать выбор, так как «клиентский опыт» покинул нас вместе с ушедшими из России иностранными производителями. Сейчас гости автосалона создают свой клиентский опыт, именно поэтому так важно предоставлять им полную информацию. Не только ради продажи автомобилей, но и для формирования лояльности и доверия как к дилеру, так и к бренду.

Иван Иванушкин, директор по продажам дилерских центров Chery, Omoda и Jaecoo ГК «Дебрянск Авто» (Брянск)
За 2023 год отношение пробных поездок к визитам в наших дилерских центрах составило 54%, конверсия из тест-драйва в контракт – 33%. При установленных целевых значениях в 60% лучшие продавцы показывают результат стабильно выше – 75% с конверсией «тест-драйв – контракт» свыше 40%.
За последний год на нашем рынке появилось большое количество новых китайских марок, на начало 2024-го их уже более 40. Даже опытным продавцам приходится прилагать много усилий, чтобы не запутаться. Что уж говорить о клиентах. В таких условиях тест-драйв – это самый короткий и понятный способ познакомить покупателя с новой машиной.
В ходе поездки раскрывается большинство характеристик автомобиля, создаются яркие эмоции, а главное, клиент получает неоценимые личные впечатления. Чтобы сделать его опыт адресным, мы предлагаем три различных маршрута: городской, загородную трассу и внедорожный. Также организовываем долгосрочный тест-драйв – на сутки. Если клиенту не нужен такой длительный срок, мы предлагаем вместе прокатиться по привычному для него маршруту.
Среди причин, по которым можно отказаться от тест-драйва, скептики называют лишние расходы, пробки, нехватку персонала, сложность учета статистики, проблемы с продавцами, отсутствие страховки, возможность ДТП и др. Позволю себе вернуться к опыту водителя такси из Саратова, которого не сильно волновали причины, по которым ему не смогли предоставить тест-драйв, а вот отвращение к бренду из-за поведения сотрудников прослеживается однозначно.
Чтобы вы могли скорее сделать свои командные выводы о необходимости или ненужности тестов, на основании приведенных выше практик, цифр, сделанных мной наблюдений в дилерских центрах нашей страны за последние месяцы традиционно предлагаю читателю браться за план действий и пройти свой тест-драйв процесса. А уже после вы сможете ответить себе на вопрос: нужен тест-драйв или нет, требовать его выполнение от сотрудников или не стоит.
-
Проверьте единообразие в методологии расчета и четкость целеполагания по следующим показателям:
- доля звонков по новым автомобилям, в которых клиентам предлагается запланировать прохождение тест-драйва;
- визиты / тест-драйвы;
- доля клиентов, отказавшихся от тест- драйва;
- тест-драйв / сделка;
- доля клиентов, получивших предложение о прохождении тест-драйва;
- тест-драйв, предоставленный клиентам сервиса, отделов новых и подержанных автомобилей;
- длительный тест-драйв / сделка.
- Проведите анкетирование (опрос) продавцов о причинах, по которым они не предлагают тест-драйв – что им мешает? Составьте план по устранению демотивирующих факторов;
- Обеспечьте фиксацию отказов от прохождения тестов в рабочих листах продавцов с последующим переносом во внутреннюю программу предприятия;
- Выборочно пообщайтесь с клиентами, отказавшимся от тест-драйва, для выяснения истинных причин;
- Усильте контроль за предложением продавцами прохождения тест-драйва клиентам;
- Пропишите пункты мониторинга состояния тестовых автомобилей, переведите их в чек-лист, определите ответственных и регулярность его заполнения;
- Пропишите аргументатор с пятью основными поводами проведения тест- драйва и пятью преимуществами прохождения его именно в вашем дилерском центре и именно с вашими сотрудниками;
- Совместно с продавцами составьте список наиболее часто возникающих сомнений и возражений клиентов после предложения им пробных поездок. Пропишите и потренируйте практику отработки возражений каждым сотрудником, проводящим тест-драйв;
- Проводите тренировки сотрудников на предмет проведения тестовых поездок;
- Обеспечьте возможность прохождения тестовых поездок по трем основным маршрутам;
- Привлеките сотрудника клиентской службы к опросу клиентов, только что прошедших тест-драйв (или опросите сами), чтобы выявить их эмоции, уровень удовлетворенности тестовой поездкой. Узнайте, что стоит улучшить в процессе;
- Организуйте особенное отслеживание клиентов, прошедших тест-драйв и ушедших «подумать».
Соблюдение правил дорожного движения, допуск до тест-драйва только лиц, которые могут на это претендовать – всегда в приоритете. Впрочем, как и само желание клиента в нем участвовать. А уж наша задача – предложить, сформировать потребность и провести поездку так, чтобы тест-драйвы способствовали совершению большего количества сделок. Так или иначе, очевидно, что тест-драйв в настоящее время – важный инструмент продаж, и пренебрегать им в большинстве случаев – упускать возможности.
Делитесь своими мнениями, предложениями по темам обзоров и собственными наработками на feedback@egcoach.com, а мы будем рады рассказать о вашем опыте.
Успешных продаж и довольных клиентов!
Материал был опубликован в журнале «АвтоБизнесРевю»
№1-2 за 2024 год.

0
8129
Другие рецепты:
- 16 августа 2024
- Постройте экосистему персонала
- 26 марта 2024
- Чему учиться у других?
- 22 ноября 2023
- Практика невыгорания
- 27 июля 2023
- Книжные инвестиции
- 22 ноября 2022
- Универсальный сервис
- 20 сентября 2022
- Не до формальностей
- 4 июля 2022
- Дресс-код: не надо стесняться!
- 27 мая 2022
- Уходя в отрыв, не злоупотребляйте!
- 23 ноября 2021
- Не спать!
- 21 сентября 2021
- Руководитель – драйвер клиентоориентированности
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте