Книжные инвестиции
Доступных для современного специалиста автобизнеса обучающих ресурсов – в избытке. Различные видеоролики, подкасты, лонгриды на профильных сайтах – все это не только приносит пользу, но и часто перегружает лишней информацией. Но есть один источник необходимых знаний и идей, который всегда полезен – книги. Вне зависимости от должности и отношения к бизнес-литературе, рано или поздно сотруднику компании выпадает возможность познакомиться с практической литературой. Само наличие у дилера корпоративной библиотеки повышает профессиональный уровень персонала и ощутимо улучшает показатели бизнеса. Но польза книг зависит от качества их подборки, доступности сотрудникам, целей прочтения и даже скорости усвоения материала и внимательности читателя. Автор и соавтор четырех книг для практиков автобизнеса Евгений Горянский собрал примеры дилеров, чьи сотрудники читают много и с пользой для себя и компании
С чем у вас ассоциируется корпоративная библиотека? За 20 лет работы в автобизнесе и проведения тренингов в автомобильных компаниях я зафиксировал разное отношение к этому ресурсу развития персонала, видел отличные друг от друга подходы к формированию книжных полок и поддержанию к ним интереса. Среди возражений против идеи корпоративной библиотеки наиболее частые:
- некому вести учет книг;
- некогда читать;
- возвращают книги в таком состоянии, что это отбивает всякое желание докупать новые;
- книги не возвращают;
- мы пытались, но никто не читает;
- читают одни и те же книги;
- денег на это нет;
- на тренинги ездят – и достаточно;
- никогда не читали – и работаем эффективно, нечего зря время тратить.
Если вы разделяете эти мнения, предлагаю не спешить с выводами. Приведу примеры руководителей и сотрудников трех крупных автомобильных компаний Перми, Сургута и Калининграда, которые долгие годы относятся с особенным вниманием к работе корпоративных библиотек и их посещаемости. Их практика развития сотрудников через чтение достаточно убедительно подтверждает пользу этого ресурса. Такими примерами я постараюсь развеять ваши сомнения, чтобы вы по-новому взглянули на важную часть корпоративной культуры, которая призвана дополнительно мотивировать сотрудников, если нужно, тормозить их выгорание и развивать их для программ кадрового резерва.
Игорь Чушкин, руководитель группы «Море Авто» (Калининград). Компания выступает официальным дилером Exeed и Omoda, а также реализует автомобили с пробегом.
Мы практикуем четыре способа чтения:
- Размещение книг в формате PDF внутри корпоративного сайта компании – в ленте новостей «Битрикс24». Обычно новая литература предлагается перед длинными выходными. Темой ее охвата является «Самосовершенствование».
- База знаний в «Битрикс24». Там содержатся электронные и аудиокниги по разным темам: маркетинг, менеджмент и пр.
- Книжный клуб, который мы проводим раз в две недели. Его посещают все желающие. На нем сотрудники презентуют понравившиеся им книги с привязкой к актуальным вопросам нашей работы. Мы провели уже 15 подобных встреч, а расписание составлено до конца года.
- Школа лидеров. Тут пока был первый и довольно успешный опыт, когда я провел отбор через тестирование, по результатам которого 10 человек углубленно изучили книги по лидерству.
Помимо этого, моя личная библиотека открыта для всех желающих. Уверен, что внимание к такому инструменту саморазвития, как книги, позволяет руководителям и сотрудникам быть готовыми к быстрым переменам, которых сейчас достаточно много.
В развитии сотрудников через чтение мы делаем упор на тему клиентоориентированности, поскольку это ключевой параметр нашей деятельности. Кроме того, уделяем внимание направлениям маркетинга, менеджмента, продаж и психологии бизнеса.
Конечно, если сотрудники не вовлечены в разработку стратегии, не участвуют в развитии компании и внедрении инноваций, их сложно заставить читать. Поэтому повысить интерес персонала
к профильной литературе помогают правильный подбор книг и пример непосредственного руководителя. Мой ключевой принцип формирования верной подборки книг для сотрудников: сначала решаю, какой вопрос необходимо продвигать в компании, какие навыки и знания подтянуть, а затем под эти задачи подбираю литературу. В последнее время в этой работе хорошо помогают аудиокниги.
По поводу примера руководителя подмечено верно. Игорь Чушкин прочел более 300 бизнес-книг, которые без труда цитирует по памяти. В практических вопросах автомобильного бизнеса он выступает авторитетным экспертом, с которым можно советоваться по сложным вопросам.
Екатерина Дьяченко, менеджер по персоналу компании «Ресурс Авто», осуществляющей техническое обслуживание и ремонт автомобилей, а также реализацию запчастей в Сургуте.
Когда в нашу компанию приходит новый сотрудник, у него начинается процесс адаптации. На стажера сразу выливается поток информации, чтобы он учился работать по установленным правилам и стандартам. К тому же, если человек начинает карьеру в новом для него направлении, то поток информации как минимум удваивается. Полная адаптация стажера в «Ресурс Авто» заканчивается примерно через шесть месяцев. Если этот этап сотрудник прошел успешно, то, как правило, в дальнейшем он показывает хорошие, стабильные результаты. Но современным прогрессивным компаниям, стремящимся к лидерству на рынке, этого мало. Им необходимо и дальше воспитывать хороших сотрудников, чтобы те стали сильными, конкурентоспособными лидерами. Тут уже подключаются все формы и методы развития персонала. И одна из отдельных форм – чтение, которое входит в процесс адаптации нашей компании.
Для каждого специалиста рекомендован свой комплект книг. Бизнес-литература дает сотруднику самую сжатую и полезную информацию для развития. Правильно подобранные книги и применение полученной информации увеличивают шансы на успех в разы. Таких специалистов видно издалека. Они уверенные в себе, эрудированные, готовы принимать решения в самых сложных и нестандартных ситуациях.
Корпоративная библиотека «Ресурс-Авто» появилась в 2014 году, и предпосылками для ее создания послужили увлечение чтением собственника компании Вячеслава Варнавского и настойчивые рекомендации Евгения Горянского. На сегодняшний день библиотека включает в себя 120 книг. Каждая выдается на срок до двух месяцев. Все книги поставлены на учет, ведется журнал регистрации их движения, и сотрудники берут их под роспись.
За последние полтора года наши сотрудники прочли около 20 книг. В результате было предложено до семи новых идей по развитию бизнеса. Два инициированных процесса уже удалось реализовать. Для нас такой результат очень ценный. Я была счастлива наблюдать, как на последних учебных тренингах сотрудники активно обсуждали одну прочитанную книгу, обменивались мнениями, рассуждали об идеях и спорили.
Важно отметить, что мы никого не заставляем читать. Но в компании созданы условия, мотивирующие к чтению. Сначала мы создали библиотеку, рассказали об этом сотрудникам и выдали первые книги на руки всем желающим. Затем был период, когда устраивали по пятницам «утренний кофе с книгой», чтобы повысить интерес к профильной литературе. Мы приглашали всех желающих сотрудников, выпить кофе с угощениями и в приятной утренней обстановке поделиться с коллегами впечатлениями от прочитанных книг. Такие группы были небольшими, да и люди ходили одни и те же, но они активно обменивались книгами. Дальше сработало «сарафанное радио».
На сегодняшний день чтение входит в один из блоков кадрового резерва. Каждую неделю мы проводим «интеллектуальные пятницы». Иногда люди сами приходят ко мне и спрашивают: «Что почитать?». Сама я много читаю об управлении персоналом и очень люблю свое направление работы. Это самая лучшая мотивация к чтению.
Читайте бизнес-литературу и все, что нравится, развивайтесь, делитесь знаниями с другими и живите на позитиве!
В пермской группе компаний, выступающей на рынке под брендом Verra, отмечают, что в нынешних условиях чтение бизнес-литературы дает возможность дилеру не отставать от трендов, предусматривать риски и черпать новые идеи.
«Этот инструмент позволяет компании быть в тонусе, оценивать свой уровень и понимать, над чем работать. Находить инструкции для решения своих задач и достигать желаемых результатов. Раздвигать границы мышления, развивать способность смотреть на ситуации под другим углом, видеть ответы на значимые вопросы, генерировать идеи и новые решения. Профессионально расти, развивать интеллект и навыки, мотивировать себя и двигаться по карьерной лестнице», – добавляют в группе компаний.
В настоящее время корпоративную библиотеку компании можно описать следующими параметрами:
- легкая доступность книг и учебных материалов в онлайн- и офлайн-формате для любого сотрудника;
- подборки книг и учебных материалов сформированы под профессиональные компетенции;
- более 400 книг в печатном, электронном и аудиоформате;
- более 100 материалов конференций и выступлений спикеров;
- подписки на популярные электронные библиотеки;
- книжная полка руководителя составляет в среднем 15–20 книг;
- офисный персонал читает в среднем 1–3 книги в год, продавец консультант – 3–5 книг в год, руководитель – 1–3 книги в месяц.
К решениям, мотивирующим персонал читать бизнес-литературу, в компании относят:
- книгу-подарок с автографом генерального директора;
- клуб руководителей по развитию эффективности продаж. Этот проект уже дал более 50 идей для развития бизнеса, а новые решения запускаются каждые две недели;
- организацию мозгового штурма на собраниях и обучающих мероприятиях с идеями из книг и выступлений, усвоенных участниками;
- прямые адресные рекомендации сотрудникам, в том числе в картах персонального развития;
- подарочные подписки на популярные электронные библиотеки;
- оборудованный зал для чтения и просмотра выступлений.
Такой подход к мотивации персонала к изучению профильной литературы привел к реализации в компании ряда решений для повышения эффективности бизнеса. Например, таким образом были разработаны стандарт работы с отзывами, проведены изменения в формах обратной связи от клиентов, внедрены инструменты построения управленческих дашбордов, а также формы досок контроля KPI. Также была улучшена программа аттестации персонала, организована регулярная модернизация формы документов, созданы эффективные организационно-функциональные структуры в новых проектах и др.
Для повышения интереса сотрудников к корпоративной библиотеке рекомендуют ввести практику обсуждения с командами идей по результатам прочтения книг, статей или выступлений спикеров. Быстро внедрять почерпнутые идеи, сократив время между их озвучиванием и реализацией.
«Инсайт не имеет ценности, если он не перешел в практику. Подавайте личный пример и читайте сами», – отмечают в компании.
Остается только воспользоваться опытом ведущих дилеров и применять их решения в своем бизнесе.
Со своей стороны лишь добавлю, что мир меняется с такой скоростью, что иногда за ним сложно угнаться. Книги по любым, даже самым узким темам стали настолько доступными, их стало настолько много, что потеряться в их изобилии довольно легко, как легко отказаться от практики чтения. К тому же многие работы были написаны в другое время, отличное от нашего.
Однако стоит учитывать, что наши клиенты тоже развиваются и постигают новое, поэтому не оставляют нам другого варианта, кроме как учиться, читать, черпать новые идеи и превращать их в действия.
Со списком литературы, которую я вам рекомендую как классическую по основным темам, касающимся практики автобизнеса, вы можете познакомиться, перейдя по ссылке.
Материал был опубликован в журнале «АвтоБизнесРевю»
№7-8 за 2023 год.
- 0
- 7514
Другие рецепты:
- 20 сентября 2024
- ПерсоналИИ
- 16 августа 2024
- Постройте экосистему персонала
- 26 марта 2024
- Чему учиться у других?
- 20 февраля 2024
- Не попробуешь – не поймешь
- 22 ноября 2023
- Практика невыгорания
- 22 ноября 2022
- Универсальный сервис
- 20 сентября 2022
- Не до формальностей
- 19 июля 2022
- Загадочный ENPS
- 4 июля 2022
- Дресс-код: не надо стесняться!
- 27 мая 2022
- Уходя в отрыв, не злоупотребляйте!
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте