Книжные инвестиции

Доступных для современного специалиста автобизнеса обучающих ресурсов – в избытке. Различные видеоролики, подкасты, лонгриды на профильных сайтах – все это не только приносит пользу, но и часто перегружает лишней информацией. Но есть один источник необходимых знаний и идей, который всегда полезен – книги. Вне зависимости от должности и отношения к бизнес-литературе, рано или поздно сотруднику компании выпадает возможность познакомиться с практической литературой. Само наличие у дилера корпоративной библиотеки повышает профессиональный уровень персонала и ощутимо улучшает показатели бизнеса. Но польза книг зависит от качества их подборки, доступности сотрудникам, целей прочтения и даже скорости усвоения материала и внимательности читателя. Автор и соавтор четырех книг для практиков автобизнеса Евгений Горянский собрал примеры дилеров, чьи сотрудники читают много и с пользой для себя и компании

С чем у вас ассоциируется корпора­тивная библиотека? За 20 лет работы в автобизнесе и проведе­ния тренингов в автомобильных компа­ниях я зафиксировал разное отношение к этому ресурсу развития персонала, видел отличные друг от друга подходы к формированию книжных полок и под­держанию к ним интереса. Среди возра­жений против идеи корпоративной библиотеки наиболее частые:

  • некому вести учет книг;
  • некогда читать;
  • возвращают книги в таком состоянии, что это отбивает всякое желание доку­пать новые;
  • книги не возвращают;
  • мы пытались, но никто не читает;
  • читают одни и те же книги;
  • денег на это нет;
  • на тренинги ездят – и достаточно;
  • никогда не читали – и работаем эффек­тивно, нечего зря время тратить.

Если вы разделяете эти мнения, пред­лагаю не спешить с выводами. Приведу примеры руководителей и сотрудников трех крупных автомобильных компаний Перми, Сургута и Калининграда, кото­рые долгие годы относятся с особенным вниманием к работе корпоративных библиотек и их посещаемости. Их прак­тика развития сотрудников через чтение достаточно убедительно подтверждает пользу этого ресурса. Такими примерами я постараюсь развеять ваши сомнения, чтобы вы по-новому взглянули на важ­ную часть корпоративной культуры, которая призвана дополнительно моти­вировать сотрудников, если нужно, тор­мозить их выгорание и развивать их для программ кадрового резерва.

Игорь Чушкин, руководитель группы «Море Авто» (Калининград). Компания выступает официальным дилером Exeed и Omoda, а также реализует автомобили с пробегом.

Мы практикуем четыре способа чте­ния:

  1. Размещение книг в формате PDF вну­три корпоративного сайта компании – в ленте новостей «Битрикс24». Обычно новая литература предлагается перед длинными выходными. Темой ее охвата является «Самосовершенствование».
  2. База знаний в «Битрикс24». Там содержатся электронные и аудиокниги по разным темам: маркетинг, менед­жмент и пр.
  3. Книжный клуб, который мы прово­дим раз в две недели. Его посещают все желающие. На нем сотрудники презенту­ют понравившиеся им книги с привязкой к актуальным вопросам нашей работы. Мы провели уже 15 подобных встреч, а расписание составлено до конца года.
  4. Школа лидеров. Тут пока был первый и довольно успешный опыт, когда я про­вел отбор через тестирование, по резуль­татам которого 10 человек углубленно изучили книги по лидерству.

Помимо этого, моя личная библиотека открыта для всех желающих. Уверен, что внимание к такому инструменту саморазвития, как книги, позволяет руководителям и сотрудникам быть готовыми к быстрым переменам, кото­рых сейчас достаточно много.

В развитии сотрудников через чтение мы делаем упор на тему клиентоориен­тированности, поскольку это ключевой параметр нашей деятельности. Кроме того, уделяем внимание направлениям маркетинга, менеджмента, продаж и психологии бизнеса.

Конечно, если сотрудники не вовлечены в разработку стратегии, не участвуют в развитии компании и внедрении инно­ваций, их сложно заставить читать. Поэтому повысить интерес персонала

ОБ АВТОРЕ
Евгений Горянский

Евгений Горянский

Окончил Московскую государственную юридическую академию (МГЮА) по специальности «Юрист» и Московскую академию рынка труда и информационных технологий (МАРТИТ) по специальности «Антикризисный управляющий». Карьеру в автобизнесе начал с управления сетью сервисных станций по ремонту импортной грузовой техники и магазинов по продаже запчастей. Продолжил – в ГК «Мэйджор», где возглавлял два дилерских центра марок BMW и Toyota. В 2012 году основал компанию EGC (Evgeny Goryansky Company). Предприниматель, бизнес-тренер, бизнес-коуч, эксперт автобизнеса, автор книг «Активные продажи в сервисе», «Продажи без тормозов» и соавтор книги «Клиентоориентированность без бюджета».

к профильной литературе помогают правильный подбор книг и пример непо­средственного руководителя. Мой ключе­вой принцип формирования верной под­борки книг для сотрудников: сначала решаю, какой вопрос необходимо продви­гать в компании, какие навыки и знания подтянуть, а затем под эти задачи под­бираю литературу. В последнее время в этой работе хорошо помогают аудиокниги.

По поводу примера руководителя подме­чено верно. Игорь Чушкин прочел более 300 бизнес-книг, которые без труда цитирует по памяти. В практических вопросах автомо­бильного бизнеса он выступает авторитет­ным экспертом, с которым можно совето­ваться по сложным вопросам.

Екатерина Дьяченко, менеджер по персоналу компании «Ресурс Авто», осуществляющей техническое обслужи­вание и ремонт автомобилей, а также реализацию запчастей в Сургуте.

Когда в нашу компанию приходит новый сотрудник, у него начинается про­цесс адаптации. На стажера сразу выли­вается поток информации, чтобы он учился работать по установленным пра­вилам и стандартам. К тому же, если человек начинает карьеру в новом для него направлении, то поток информации как минимум удваивается. Полная адап­тация стажера в «Ресурс Авто» заканчи­вается примерно через шесть месяцев. Если этот этап сотрудник прошел успешно, то, как правило, в дальнейшем он показывает хорошие, стабильные результаты. Но современным прогрессив­ным компаниям, стремящимся к лидер­ству на рынке, этого мало. Им необходи­мо и дальше воспитывать хороших сотрудников, чтобы те стали сильными, конкурентоспособными лидерами. Тут уже подключаются все формы и методы развития персонала. И одна из отдель­ных форм – чтение, которое входит в процесс адаптации нашей компании.

Для каждого специалиста рекомендован свой комплект книг. Бизнес-литература дает сотруднику самую сжатую и полез­ную информацию для развития. Правильно подобранные книги и применение получен­ной информации увеличивают шансы на успех в разы. Таких специалистов видно издалека. Они уверенные в себе, эрудирован­ные, готовы принимать решения в самых сложных и нестандартных ситуациях.

Корпоративная библиотека «Ресурс-Авто» появилась в 2014 году, и предпосыл­ками для ее создания послужили увлечение чтением собственника компании Вячесла­ва Варнавского и настойчивые рекоменда­ции Евгения Горянского. На сегодняшний день библиотека включает в себя 120 книг. Каждая выдается на срок до двух месяцев. Все книги поставлены на учет, ведется журнал регистрации их движения, и сотрудники берут их под роспись.

За последние полтора года наши сотрудники прочли около 20 книг. В результате было предложено до семи новых идей по развитию бизнеса. Два инициированных процесса уже удалось реализовать. Для нас такой результат очень ценный. Я была счастлива наблю­дать, как на последних учебных тренин­гах сотрудники активно обсуждали одну прочитанную книгу, обменивались мнениями, рассуждали об идеях и спори­ли.

Важно отметить, что мы никого не заставляем читать. Но в компании созданы условия, мотивирующие к чтению. Сначала мы создали библиотеку, рассказали об этом сотрудникам и выдали первые книги на руки всем желающим. Затем был период, когда устраивали по пятницам «утренний кофе с книгой», чтобы повысить интерес к про­фильной литературе. Мы приглашали всех желающих сотрудников, выпить кофе с уго­щениями и в приятной утренней обстанов­ке поделиться с коллегами впечатлениями от прочитанных книг. Такие группы были небольшими, да и люди ходили одни и те же, но они активно обменивались книгами. Дальше сработало «сарафанное радио».

На сегодняшний день чтение входит в один из блоков кадрового резерва. Каж­дую неделю мы проводим «интеллектуальные пятницы». Иногда люди сами прихо­дят ко мне и спрашивают: «Что почи­тать?». Сама я много читаю об управле­нии персоналом и очень люблю свое направление работы. Это самая лучшая мотивация к чтению.

Читайте бизнес-литературу и все, что нравится, развивайтесь, делитесь знани­ями с другими и живите на позитиве!

В пермской группе компаний, выступа­ющей на рынке под брендом Verra, отме­чают, что в нынешних условиях чтение бизнес-литературы дает возможность дилеру не отставать от трендов, предус­матривать риски и черпать новые идеи.

«Этот инструмент позволяет компа­нии быть в тонусе, оценивать свой уровень и понимать, над чем работать. Находить инструкции для решения своих задач и достигать желаемых результатов. Раз­двигать границы мышления, развивать способность смотреть на ситуации под другим углом, видеть ответы на значимые вопросы, генерировать идеи и новые реше­ния. Профессионально расти, развивать интеллект и навыки, мотивировать себя и двигаться по карьерной лестнице», – добавляют в группе компаний.

В настоящее время корпоративную библиотеку компании можно описать следующими параметрами:

  • легкая доступность книг и учебных материалов в онлайн- и офлайн-фор­мате для любого сотрудника;
  • подборки книг и учебных материалов сформированы под профессиональные компетенции;
  • более 400 книг в печатном, электрон­ном и аудиоформате;
  • более 100 материалов конференций и выступлений спикеров;
  • подписки на популярные электронные библиотеки;
  • книжная полка руководителя составля­ет в среднем 15–20 книг;
  • офисный персонал читает в среднем 1–3 книги в год, продавец консуль­тант – 3–5 книг в год, руководитель – 1–3 книги в месяц.

К решениям, мотивирующим персонал читать бизнес-литературу, в компании относят:

  • книгу-подарок с автографом генераль­ного директора;
  • клуб руководителей по развитию эффек­тивности продаж. Этот проект уже дал более 50 идей для развития бизнеса, а новые решения запускаются каждые две недели;
  • организацию мозгового штурма на собраниях и обучающих мероприятиях с идеями из книг и выступлений, усво­енных участниками;
  • прямые адресные рекомендации сотруд­никам, в том числе в картах персональ­ного развития;
  • подарочные подписки на популярные электронные библиотеки;
  • оборудованный зал для чтения и про­смотра выступлений.

Такой подход к мотивации персонала к изучению профильной литературы привел к реализации в компании ряда решений для повышения эффективности бизнеса. Напри­мер, таким образом были разработаны стан­дарт работы с отзывами, проведены измене­ния в формах обратной связи от клиентов, внедрены инструменты построения управ­ленческих дашбордов, а также формы досок контроля KPI. Также была улучшена про­грамма аттестации персонала, организова­на регулярная модернизация формы доку­ментов, созданы эффективные организаци­онно-функциональные структуры в новых проектах и др.

Для повышения интереса сотрудников к корпоративной библиотеке рекомендуют ввести практику обсуждения с командами идей по результатам прочтения книг, статей или выступлений спикеров. Быстро вне­дрять почерпнутые идеи, сократив время между их озвучиванием и реализацией.

«Инсайт не имеет ценности, если он не перешел в практику. Подавайте личный пример и читайте сами», – отмечают в компании.

Остается только воспользоваться опы­том ведущих дилеров и применять их решения в своем бизнесе.

Со своей стороны лишь добавлю, что мир меняется с такой скоростью, что иногда за ним сложно угнаться. Книги по любым, даже самым узким темам стали настолько доступными, их стало настолько много, что потеряться в их изобилии довольно легко, как легко отказаться от практики чтения. К тому же многие работы были написаны в другое время, отличное от нашего.

Однако стоит учитывать, что наши клиенты тоже развиваются и постигают новое, поэтому не оставляют нам другого вариан­та, кроме как учиться, читать, черпать новые идеи и превращать их в действия.

Со списком литературы, которую я вам рекомендую как классическую по основ­ным темам, касающимся практики авто­бизнеса, вы можете познакомиться, перейдя по ссылке.


Материал был опубликован в журнале «АвтоБизнесРевю»
№7-8 за 2023 год.

27 июля 2023
  • Комментарии 0
  • Посещения 7514

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте