
Горшочек, не вари!
К концу нынешнего года на кухне продаж дилерских центров появился волшебный «горшочек», который варит и варит вкусный трафик, хотя мы не прилагаем к этому усилий. Но уже сейчас важно обратить внимание на то, как в таких условиях в отделе продаж сохранить полноценные бизнес-процессы. Ажиотаж скоро закончится, а клиенты, которых в этот период вы разочаровали, останутся. Но уже не с вами
Американские (они же русские) горки – главный бизнес-аттракцион всякого кризиса. Сколько раз мы вольно или невольно, ожидаемо или внезапно оказывались в тесном вагончике на трассе с безумными изгибами, резкими взлетами и сокрушительными падениями! Страх и восторг – то и другое нам знакомо: страх перед новым и опасным – ведь такого еще никогда не было, восторг от возможности резкого взлета – наконец-то можем зарабатывать в нашем отделе продаж!
Есть еще особенное ощущение после катания на «горках». Твердая земля не кажется такой уж твердой, внутри пусто – слишком много
эмоций и сил этому отдано. Но мы не дети, наша работа – не парк развлечений, откуда можно уйти в любой момент и под любым предлогом. Поэтому давайте изучать очередные «горки» как профессионалы.
Наши клиенты – реальные и потенциальные покупатели – тоже заняли места в вагончиках. Тоже испытывают взлеты и падения, страх и восторг. У них больше «детских» прав на капризы и сомнения, а у нас – больше «взрослых» возможностей для помощи и поддержки. Но мы и наши клиенты не в одном вагончике. У клиентов падение – большой страх до полуобморока: «Что случится завтра, сколько будут “стоить” мои деньги, где окажусь я сам, смогу ли обслуживать кредит?». В это время у нас взлет: «Продажи на максимуме, скидок не даем, отгружаем!». Самое время вспомнить правило «горок»: после подъема всегда происходит падение.
Продажи сегодня: рост и риск
Клиенты покупают, ими движет не только страх грядущего подорожания машин. Пандемия вернула личному автомобилю ценность, подзабытую в эпоху шеринг-экономики. Это личное, защищенное от внешних угроз пространство, собственная крепость, возможность даже на пике пандемии безопасно передвигаться по городу. Безопасность личного пространства сводит на нет все расчеты по эффективности использования каршеринга и иной, общегородской мобильности. За безопасность люди платят много и мотивируют себя сами: страхом, заботой о близких, надеждой на лучшее. От своего дилера клиенты в такой ситуации ждут многого: понимания, заботы, поддержки. Но есть ли у бизнеса настоящий ответ на эти ожидания?
Нет! Системного, повсеместного и осознанного ответа нет. Я провел простой опыт и советую вам его повторить. Посетите дилерский центр, и лучше не один. Понаблюдайте хотя бы полчаса за его жизнью, за поведением его сотрудников и клиентов.
Вот что увидел я. Трафик высокий – и он уже стал оправданием для сотрудников, которые «не успевают»:
– не берут трубку;
– не приветствуют гостя;
– не уделяют внимание запросам.
Скажу больше, все это руководство по умолчанию допускает и признает нормальной практикой. Как следствие, продажи на подъеме, но конверсионные показатели потеряли свой настоящий вес; контроль ослаблен, стандарты упрощены.
«Сделка состоялась, – шепчет в ухо продавцу знакомая логика «сытых» лет. – Как какая разница, согласовал ты встречу или нет, какая разница, потерян ли один потенциальный клиент? И даже если он чем-то недоволен, разве это страшно?».
Добавлю еще несколько впечатлений, полученных при наблюдении за жизнью дилерского центра:
– трафик воспринимают как должное, запросы не фиксируют;
– тест-драйвы не предлагают;
– в принципе отсутствует стратегическая нацеленность на работу с клиентом.
Эти наблюдения тревожные. Все это – риски, которые неизбежно станут проблемой в ближайшем будущем. Ситуация активизации продаж временная – об этом знают все, кто пережил не один кризис в автобизнесе. Но согласитесь, так приятно, так сладко попасть в счастливое прошлое, когда клиенты сами приходили и не просили скидок! От повторения той практики возникает что-то вроде опьянения: не хочется думать о завтрашнем дне, ведь нынешний так хорош!
На кухне продаж появился волшебный «горшочек». Он варит и варит вкусный трафик, хотя мы не прилагаем к этому усилий. Но помните, чем заканчивается та сказка? Вот и мне хочется крикнуть, пока не стало поздно: «Горшочек, не вари!».
Эту кашу нам с вами еще долго придется расхлебывать. Если сегодня клиент не приобретет автомобиль в конкретном дилерском центре, он не вернется в него завтра. Он уйдет, и может быть насовсем. Он посетит конкурентов, найдет подходящий автомобиль на вторичном рынке, рассмотрит другие варианты решения своих задач и способы борьбы со своими страхами. Но даже так он не забудет пренебрежительного отношения и распространит обиду в соцсетях.
Продажи завтра: стратегия и большая работа
Мы – продавцы – все еще не научились думать о будущем и слишком любим жить одним днем. Но пусть так, давайте в этом сегодняшнем дне приложим все усилия, потому что именно сейчас рынок дал нам удивительный шанс на создание полноценной стратегии продаж. Мы уже научились многому, надо просто не терять навыки.
В автомобильной отрасли создан серьезный задел в теме клиентоориентированного сервиса. Он глубже и интереснее наработок многих других сфер бизнеса. Я уверен в этом, поскольку опыт в автобизнесе позволил мне привести шикарные примеры такой работы в каждой главе новой книги «Клиентоориентированность без бюджета», которую мы написали совместно с Игорем Манном и Дмитрием Турусиным.
Взять хотя бы весеннюю ситуацию с пандемией: дилеры отреагировали на нее мгновенно. Сразу, буквально в первые дни, персонал надел маски. В дилерских центрах появились антисептики, внушительные средства были оперативно направлены на создание новой рабочей среды с учетом правил социальной дистанции и, кроме того, на работу с клиентами, на то, чтобы они поверили в нашу искреннюю готовность думать об их безопасности, делать все для их комфорта.
Помимо привычной клиентоориентированности и соблюдения санитарных норм, тогда, весной, мы смогли задуматься над кое-чем большим. Я говорю о человекоориентированности – поддержке и заботе.
Люди притягивают людей. Роль продавца-человека важна сегодня, как никогда прежде. Эмпатия перестала быть пустым звуком. Сейчас многим тяжело. Нужно понимать, как рушится с горы «вагончик», полный наших страхов и сомнений. Сейчас нам, продавцам, надо обеспечить задел на будущее, чтобы зарабатывать деньги завтра и послезавтра. Но кризис не в том, что завтра трафик сократится. Кризис – внутри нашего бизнеса, и в нем можно выделить два базовых компонента.
- Отсутствие заинтересованности сотрудников дилерских центров, а возможно и их руководителей, в стратегической работе с клиентом.
- Желание максимально нагрузить сегодняшний удельный чек к новому автомобилю, не давая клиенту никаких альтернатив и «послаблений».
Давайте вспомним самое простое и важное: решение о покупке и сама покупка, если все сделано правильно, приносят клиенту настоящую радость. Мы не имеем права отнять у клиента радость, лишить его позитива и удовольствия. Хотя мы – продавцы, и мы должны зарабатывать на сделке. Нам нужен здоровый, стабильный баланс интересов. Безо всяких там «горок» и сказочной каши. Конечно, нельзя полностью отбросить эмоции и все то, что накопилось за годы «голодных» продаж. Продавцы действительно натерпелись. Мы очень долго «сливали» автомобили и были жертвами скидочного террора. Но теперь у нас наконец-то появилась возможность отчасти компенсировать те расходы, которые создала пандемия. Мы можем вздохнуть свободно, без удавки скидок. Так давайте думать о росте и развитии бизнеса!
У дилеров есть короткий, но яркий шанс честно и полноценно зарабатывать. Склады не заполнены автомобилями, цены растут, и это пока что подстегивает спрос. Но мы знаем, что общая ситуация в экономике далеко не радужная, что покупательная способность клиентов падает, и значит, стратегия, работа на будущее – не прихоть, а способ выживания.
Клиент навсегда
Есть только один способ не остаться голодными, когда «горшочек» перестанет варить. Надо работать – системно, осознанно, планомерно. И вот какой я вижу стратегию.
- Усильте работу с клиентской базой. Пока трафик шел самотеком, мы расширялись и были несколько беспечными. Значит, в базе накопился свежий «мусор». Пора его выбросить.
- Избавьтесь от ужасной практики узаконенного «неуспевания». Жестко контролируйте бизнес-процессы в отделе продаж. Чаще и активнее используйте тайных покупателей, слушайте звонки.
Меры простые, не правда ли? Я сам понимаю их сильные и слабые стороны. Как практик и бизнес-тренер с десятилетним опытом скажу, эффект будет, но не сразу. Пройдут месяцы, пока дилеры приведут свои отделы продаж в чувство после эйфории повышенного спроса. К тому времени вернутся и проблемы. Вернутся террор скидок, затоваривание складов, нехватка оборотных средств и повышенные требования дистрибьюторов.
Но ведь мы все это проходили, в таких проблемах нет ничего неведомого и потому опасного, как нынешняя пандемия. Для таких «болезней» у нас есть проверенные способы лечения.
Стратегию нужно строить на длинную перспективу, с учетом всего сказанного. Давайте задумаемся о потребностях и страхах клиента завтрашнего дня. О том, что мы, дилеры, сможем сделать для клиента, который сомневается, может ли он позволить себе новый автомобиль, не хочет быть обманутым, опасается повторения прежнего негативного опыта общения с продавцами. Что мы можем сделать, чтобы попридержать потенциальных клиентов в принятии решения о покупке?
Я предлагаю как долгосрочное, стратегическое решение – уход от практики «обязательной» продажи. Отказ от жесткой установки «продай обязательно, здесь и сейчас и как можно больше». Не всякая сделка должна состояться здесь и сейчас. Лучше не продать сегодня на негативе, но продать в будущем – с радостью и удовольствием для клиента.
Скидки испортили клиента? Это удобная отговорка, но ведь скидки испортили и продавца. Они стали для него главным, а порой и единственным инструментом продаж. Наши продавцы разучились аргументированно презентовать продукт, делать это с направленностью на удовлетворенность клиента, его мотивы и запросы. Задумайтесь о том, что написано выше. И давайте продолжим планировать стратегию.
- Составьте план работы со своим отделом продаж.
- Проработайте аргументацию для клиентов, которым предлагаются многочисленные дополнительные услуги. Найдите для себя ответы: почему такие услуги выгодно приобретать именно для клиента, даже с учетом количества «допов» и цены на них (например, это может быть выгодно с учетом роста курса валют)?
- Со стороны менеджмента компании усильте контроль над бизнес-процессами уже сейчас. Говорил об этом во втором пункте, повторяю и усиливаю, так как эта тема важная. Я не имею в виду то, что цель – наказывать персонал. Тут другое: нужно быть на «земле», наблюдать и подмечать.
- Настройте контроль за точкой зрения клиента. Особенно важно понимать мотивы потерянных клиентов, которые после общения в шоу-руме не сделали предоплату, не взяли время на «подумать» или прямо сейчас готовятся уйти.
- Общайтесь с клиентами чаще. Благо, в большинстве своем руководители перестали бояться клиента. Задавайте вопросы, предоставляйте свои контакты. Делайте все возможное, чтобы у клиента появилось желание остаться в компании, вернуться, рекомендовать вас знакомым.
- Попросите каждого из ваших продавцов заполнить опросный лист о клиентах, которые уходят без покупки. Важно, чтобы продавец задумался, проанализировал, что он сделал для позитивного решения со стороны клиента – купить; что сделано, чтобы тот понял ценность покупки именно в вашем дилерском центре. Это позволит сотруднику четко понимать, о чем договорился с клиентом на будущее: когда и по какому поводу можно сделать новый звонок.
Карантин и изоляция стали для многих людей причиной (или поводом) для потери спортивной формы. А для бизнеса и сотрудников компаний – для потери рабочей формы. Способ восстановления один – тренировка! Предлагаю собраться, настроиться и вернуть себе лучшую бизнес-форму. Начните уже сегодня активно тренировать свой отдел продаж. Помните, что наше сегодняшнее поражение – это наш вчерашний успех. Будьте осторожны с сиюминутными достижениями, так как они создают эйфорию и мешают нормальной, системной работе.
Материал был опубликован в журнале «АвтоБизнесРевю»
№11 за 2020 год.

0
22794
Другие рецепты:
- 24 мая 2023
- Возврата не будет!
- 22 февраля 2023
- Для движения бизнеса
- 18 октября 2022
- Клиентоцентричный маркетинг
- 23 июня 2022
- Выдаем эмоции
- 21 сентября 2021
- Руководитель – драйвер клиентоориентированности
- 19 июля 2021
- Персонализация – залог лояльности
- 23 марта 2021
- Повторные продажи: очевидное и невероятное
- 9 апреля 2019
- Холодные продажи на сервисе
- 24 октября 2018
- Станьте клиенту «своим»
- 20 ноября 2017
- Нестандартные стандарты
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте