
Возврата не будет!
Было время надеяться, что иностранные концерны вернутся в Россию, восстановят сети и завалят склады машинами, а техцентры – работой. Это время прошло, и теперь понятно, по каким правилам будет играть рынок. Рассчитывать можно только на собственные руки и своих клиентов, которым вы по-прежнему нужны, не важно есть у вас статус официального сервиса или нет. На основе опыта ведущих официальных дилеров я подготовил для вас список рекомендованных действий, которые позволят удержать и увеличить уровень возвращаемости клиентов на сервис. Берите в руки карандаш
Очевидно, что в российской автоиндустрии утешительные прогнозы выходят из моды, а им на смену приходит расстановка новых приоритетов. Оставшиеся единицы автомобилей иностранных концернов покидают склады, оставляя большую маржу дилерам, а на их место въезжают представители китайского автомобилестроения или машины, прибывшие рейсами по параллельному импорту.
В погоне за покрытием постоянных расходов дилерских предприятий мы стремимся заработать и на продажах, и на сервисе. Клиентов,
которым мы продали автомобили, несмотря на поведение зарубежных партнеров, оставлять без сервиса не можем и не будем!
Вымывание парка автомобилей из официальных сервисов произошло, прежде всего, из-за паники вокруг отсутствия поставок запчастей и ухода дистрибьюторов из России. Модель предложения и потребления услуг сервиса становится все более экологичной: клиент четко должен понимать, за что он платит, и платить будет только за то, что считает рациональным и соответствующим рынку по стоимости.
Согласно данным Росстата, уже в октябре 2022 года 45% потребителей сокращали расходы на отдых и развлечения, 44% – отказывались от дорогостоящих покупок и товаров длительного пользования и 41% – перераспределяли бюджет в пользу еды и самого необходимого.
Мы вступили в эпоху разумного потребления, и сервис не стал исключением. Любой техцентр призван удовлетворять текущие потребности клиентов и сформировать новые, о которых автовладелец мог и не знать. Для этого все отделы дилерского центра должны объединиться, усилия нужны буквально ото всех: от отдела продаж новых автомобилей и с пробегом, кузовной станции, подразделения финансовых услуг и, конечно же, маркетинга.
Задача современного сервиса дилерского центра в нынешних условиях – поддерживать владение автомобилем на достойном уровне по рыночным ценам. Ибо возврата не будет!
Раньше мы разрабатывали программы для удержания клиентов в рамках жизненного цикла, пересаживая их по программам апгрейда (на модели автомобилей более высокого класса), стремились увеличить долю проникновения через повторные покупки, продажи по рекомендациям. Теперь же настало другое время. Нам необходимо удержать клиентов на сервисе. Или пересадить их на автомобили китайских брендов. Поэтому стратегически важно удерживать клиентов, пресекать даже мысли о поиске альтернативных вариантов обслуживания и ремонта. Поэтому перед автомобильным сообществом стоит задача сделать владение автомобилем по-прежнему комфортным и привлекательным по стоимости.
Я собрал примеры решений официальных игроков, которые позволяют им справляться с этой задачей. Замечу лишь, что сохранение 60% клиентов, купивших автомобиль в последние три года у дилера – это уже стало считаться серьезным успехом. Цель в достижении подобной цифры должна быть четко сформулирована, иначе вряд ли будет понятно, зачем все это делают – как именитые игроки рынка, так и локальные представители брендов в регионах.
Ниже приведен список рекомендованных действий, которые позволят удержать и увеличить уровень возвращаемости клиентов на сервис именно в вашей компании. Список основан на важности не только жизненного цикла, но и улучшения клиентского опыта, следуя по карте его владения автомобилем в течение нескольких лет. Берите карандаш и проставляйте напротив каждого пункта «+» или «-». Не забывайте менять «плюс» на «минус» в тех пунктах, работу по которым пора бы провести заново. Вот ваш план действий:
- сделать начисление баллов/бонусов на счет клиента более прозрачным и понятным в плане их списания на следующем обслуживании. Например, возможность отслеживания текущего статуса накопленных баллов и их списаний в приложении или личном кабинете, отметка в заказ-наряде о начисленных баллах за текущее обслуживание и приглашение клиента на следующее с возможностью их списания, а значит, экономии на сервисе;
- предлагать клиентам дополнительные привилегии, которые могут быть доступны после покупок в сервисе на определенную сумму (например, после достижения накопительным итогом 100, 150, 200 тысяч рублей выполнять комплиментарные работы из определенного списка);
- комплиментарное хранение колес/резины (можно предлагать практически всем клиентам при условии проведения работ по шиномонтажу не менее двух раз в год);
- со стороны мастеров-консультантов на выдаче автомобилей из сервиса запрашивать у клиентов обратную связь с оперативной реакцией на негативные комментарии;
- хвалить автомобиль клиента, хвалить выбор клиента в обращении на сервис дилерского центра;
- приглашать для установки допоборудования и предоставления услуги детейлинга владельцам автомобилей, пробег которых не превышает рекомендованного по первому ТО;
- отслеживать работы по рекомендациям с целью приглашения клиентов для выполнения предложенных ранее работ;
- распределить клиентов, находящихся в зоне риска с точки зрения потери (недовольных прошлым обслуживанием, окончание гарантии, давно не появлялись на сервисе), между сервисными консультантами и обеспечить их контакты с клиентами по актуальным поводам;
- обеспечить рекламу сервиса на маркетплейсах, достойную долю присутствия на основных классифайдах (подробнее об этом читайте в рубрике «Технологии» №149 (11) «АвтоБизнесРевю» за ноябрь 2022 года);
- усилить работу с точками контакта в дилерском центре: обратите внимание именно на то, в каких условиях клиент оставляет свои деньги. Многие альтернативные сервисы давно организовали комфортное пребывание клиентов в сервисе в момент ожидания автомобиля. Речь идет о кафе, уютных диванах, креслах, возможности зарядить телефон и других ресурсах, которые в дилерских центрах с внушительной историей уже изрядно устарели;
- предлагать клиентам услуги «семейного сервиса», приглашая членов их семей к вам;
- осматривать каждый автомобиль сотруднику кузовного цеха с целью последующего формирования загрузки малярно-кузовного производства и заботы о состоянии кузова автомобиля клиента;
- запрашивать контакты знакомых и коллег клиентов для приглашения на наш сервис;
- обновите процесс «знакомства с сервисом» для клиентов, которые покупают в вашем центре автомобили с пробегом, машины новых брендов или людей, пришедших по рекомендациям;
- через привлеченных клиентов мотивировать промоутеров, давших рекомендации, дополнительными работами, которыми они смогут воспользоваться при следующих визитах на сервис;
- при разработке «sorry-подарков» учитывать важность их предоставления при следующих визитах на сервис;
- разработать и оформить маркетинговый календарь рекомендованных обращений на сервис в зависимости от возраста автомобилей и их пробега (возможно, с некой чековой книжкой с отрывными купонами);
- усилить функционирование основных бизнес-процессов и уделить больше внимания проверке автомобилей «глазами клиента». Никаких «технологических моек» – моем автомобиль так, чтобы клиенту хотелось за это заплатить дополнительно;
- разработать памятку для ознакомления с ней каждого сотрудника: «Что делать, если вас начинают снимать на видео, провоцировать на конфликт». Впоследствии видео может оказаться в интернет-пространстве и нанести урон репутации дилера;
- оповещать клиентов о статусе техцентра с точки зрения поступлений запчастей, поддержания нормального функционирования сервиса;
- предлагать клиентам различные варианты приема автомобиля на сервис: с полным осмотром, в экспресс-режиме – прямо на парковке;
- провести глубинные интервью со своими клиентами с целью сличения осей координат по сильным и слабым сторонам сервиса;
- проанализировать график работы сервиса относительно конкурентов;
- вести статистику упущенного спроса – запросов клиентов по услугам и расходникам, которые недоступны в вашей компании, и формировать потребности клиентов, предлагая им все новые опции прайс-листа;
- разработать программы заботы об автомобиле по достижению им определенного возраста;
- усилить работу с репутацией в геосервисах. Очевидно, что лидеры – «Яндекс» и «2ГИС» – оказывают существенное влияние на выбор автовладельцем сервиса;
- обеспечить клиентов подменным автомобилем, пусть и ниже классом, чем их действующие машины;
- прочитать впервые или перечитать еще раз книгу «Клиенты на всю жизнь» Карла Сьюэлла. Даже если этот труд вами и вашей командой был прочитан – сейчас самое время повторить постулаты бестселлера.
Некоторые читатели могут задаться вопросом: существуют ли дилеры, которые все это делают? Все не делает никто, а вот многие из этих пунктов выполняются и даже становятся образом жизни в новых реалиях. И, «подсматривая» за результатами дилеров, вижу, как они получают ту самую возвращаемость клиентов на сервис, о которой шла речь в начале моей колонки. Если у вас напротив каждого предложенного пункта стоят «плюсы» и вы думаете, что эти активности на вашем сервисе и так работают, пожалуйста, перепроверьте, так ли это?
Практика проведения консалтинговых проектов позволяет мне смело утверждать, что часто проставленный «плюс» – заблуждение, развеваемое простым наблюдением. К сожалению, то, что мы так много лет настраивали вместе, разрушается под воздействием времени и обстоятельств, недостаточности контроля и ухода дистрибьюторов, что приводит к деградации принятых стандартов у дилеров. Призываю к осознанию каждым сотрудником, не говоря уже о руководителях, ценности клиента и важности отношения к нему, как к хрустальной вазе.
Иначе возврата не будет!
Материал был опубликован в журнале «АвтоБизнесРевю»
№5 за 2023 год.

0
822
Другие рецепты:
- 21 декабря 2022
- Маршрут построен
- 22 ноября 2022
- Универсальный сервис
- 18 октября 2022
- Клиентоцентричный маркетинг
- 23 июня 2022
- Выдаем эмоции
- 21 сентября 2021
- Руководитель – драйвер клиентоориентированности
- 19 июля 2021
- Персонализация – залог лояльности
- 26 мая 2021
- Пять шагов интерактивной приемки
- 19 февраля 2021
- Сервис-2021. Снова кормилец!
- 26 ноября 2020
- Горшочек, не вари!
- 17 декабря 2019
- Как онлайн-витрина меняет продажи дилера?
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте