
Обязательная опция: технологии продаж «допов» без навязывания
Если обратиться к негативным сторонам взаимодействия клиента и автомобильного дилера, то продажа допуслуг окажется если не самой, то одной из наиболее обсуждаемых тем. Теперь она вышла еще и на уровень федерального законодательства, которое ужесточает ответственность в этой сфере. Мы не будем углубляться во все детали сложившейся ситуации, а рассмотрим возможности продавать дополнительное оборудование так, чтобы клиенты сами хотели его приобрести. С «антинавязывающими» техниками доппродаж, основанными на опыте консалтинговых проектов с дилерами, знакомит Евгений Горянский
Продажи дополнительного оборудования не должны выглядеть навязчивыми и быть таковыми сами по себе. Однако экономика ведения бизнеса, сложившаяся модель постановки планов продаж, дефицит автомобилей, интересы отдельных сотрудников – все это привело к тому, что мы имеем то, что имеем.
Учитывая относительно невысокий размер штрафа, предусмотренного законодательством за навязывание товаров, наверняка на рынке еще будут оставаться игроки, которые просто
заложат эти риски в свои бюджеты и сохранят агрессивные методы продаж. Тем более, в законе есть лазейки, позволяющие вполне легально снабдить автомобили некоторыми «допами».
Даже если законодательство допускает при подготовке машины к продаже тонировку стекол, полировку, защитные пленки, антикоррозийную обработку, все равно продавать их нужно так, чтобы клиент понимал их ценность для себя при дальнейшей эксплуатации своего автомобиля, а не считал эти опции неприятной, но необходимой составляющей покупки.
Принятый Государственной Думой в окончательном, третьем, чтении закон вводит штрафы за навязывание дополнительных товаров, работ и услуг. Для должностных лиц – 2-4 тысячи рублей, для юрлиц – 20-40 тысяч. Кроме того, статья 14.8 КоАП РФ дополнена новой частью (4.1), которая предусматривает штрафы за необоснованный отказ либо уклонение от рассмотрения в установленном законом порядке требований потребителя, связанных с нарушением его прав. Максимальные санкции для должностных лиц в процессе разработки поправок снижены с 50 до 30 тысяч рублей, для юрлиц – с миллиона до 300 тысяч, а для ИП штраф и вовсе исключен.
С одной стороны, не велика потеря. Но, с другой стороны, если начать суммировать все эти взыскания, мало не покажется. Нюансов изменений в законе, в которых следует разобраться юристам дилеров, предостаточно. И пока не понятно, как судебная практика будет рассматривать, например, реализацию «допов» по акциям, которые скреативят дистрибьюторы или маркетологи дилерских предприятий.
Все новые положения законодательства охватывают навязывание не только допоборудования, но и любых дополнительных услуг, вроде карт помощи на дорогах, страховых продуктов, кредитования, сервисной поддержки. Давайте для наглядности разберемся, какие новые риски несут изменения в законе при продаже дополнительного оборудования и как, придерживаясь моих рекомендаций, не понести при этом ненужные финансовые потери.
Итак, потенциальный покупатель нового автомобиля, вооружившись томиком КоАП РФ в новой редакции, звонит дилеру / отправляет заявку на сайте / приходит в автосалон и ожидает, что ему станут навязывать ненужное, лишнее, дорогое допоборудование.
Ситуация осложняется еще и тем, что:
• в комплектации современных автомобилей уже включены необходимые дополнительные опции;
• цены на услуги дилеров в среднем до сих пор заметно выше, чем у других сервисов;
• сервисов, предлагающих установить допоборудование, предостаточно на любой размер кошелька клиента: от профессиональных ателье детейлинга до арендованных мест в подземных паркингах;
• клиентский опыт владения автомобилями продемонстрировал, на его взгляд, бесполезность приобретенных дополнительных опций, которыми он либо толком не пользовался, либо пользовался, но преимуществ не обнаружил. Например, алмазная полировка, защитные пленки, защита картера двигателя, за снятие и установку которой при замене масла приходилось постоянно платить. Часть клиентов и вовсе столкнулась с некачественной установкой «допов», что повлекло затраты не столько денег, сколько времени и нервов, на что, покупая новый автомобиль, никто, конечно же, не рассчитывал.
Давайте встретим такого клиента в нашем обновленном, ярком шоу-руме нового китайского бренда. Все готово к оформлению «жирного» договора:
• автомобиль дооснащен привычными высокомаржинальными допами;
• доп «зашит» в тело договора всевозможными приемами;
• каталоги и витрины подобраны под текущих поставщиков замков на фары, держателей капотов, пленок, омывателей камер, защит радиаторов и т.п.;
• выставлены планы по средним чекам, «процентам» дооснащения, доле проникновения допов в объем продаж автомобилей, суммарной кумулятивной марже для продавцов и РОПа;
• опросы клиентской службы заготовлены под проявление недовольства по поводу возможного навязывания услуг и отражены в мотивации сотрудников.
Dura Lex sed Lex*
• Федеральный закон от 19.10.2023 №505-ФЗ «О внесении изменений в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
• Статья 16, п. 2.5 Закона о защите прав потребителей (Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1):
«К недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителей, относятся условия, которые обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров, если иное не предусмотрено законом;
• Статья 426, п. 1 ГК РФ:
«Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
_______________________________
*«Закон суров, но это закон», лат.
Контраст и конфликт интересов очевидны. Параметры сделки подогреты с обеих сторон до взрывоопасной температуры. Как в этой ситуации учесть все интересы, не говоря уже о соблюдении положения win-win? Давайте готовиться!
Раз уж наш потенциальный клиент уже разогрет негативом, лучше сразу предотвратить возможный сценарий конфликтного начала встречи.
1. Приготовьтесь к ответу на вопрос и провокацию, вроде: «Ну что, вы тоже будете “впаривать” мне все, что можно и нельзя, объясняя тем, что автомобили есть только у вас?»;
2. Составьте список аргументов, почему хорошо, что клиент собирается приобрести автомобиль именно в вашем дилерском центре: «Хорошо, что вы обратились именно к нам, мы подберем на ваш автомобиль только то оборудование, которое позволит вам оптимально им пользоваться с учетом особенностей эксплуатации»;
3. Ни в коем случае не критикуйте конкурентов. Я часто слышал в переговорах по телефону и в шоу-руме такие фразы, как: «Понятно, вы обратились в “Название конкурента”. Там всем навязывают допы. Мы не будем»;
4. Не говорите того, что вы не будете делать. Говорите то, что делать будете: «Мы посмотрим с вами каталог, видеоролики, образцы, и вы сами решите, что из предложенных позиций вам будет действительно полезно»;
5. Проверяйте осведомленность сотрудников о комплектациях автомобилей, знание допоборудования. Помните времена на заре развития российского автобизнеса, когда продавцы по незнанию предлагали две одинаковые опции, зашивая иногда в «доп» то, что уже установлено на автомобиле? Этот пункт значим и сейчас потому, что на рынок продолжают выходить новые бренды, которые для большого числа клиентов и сотрудников автоцентров в диковинку, и в деталях их предложений легко можно ошибиться. Например, некоторые китайские машины приезжают в салон в комплектации, отличной от спецификации. Поэтому, прежде чем что-то предложить, подумайте, сравните вводные;
6. Для того чтобы количество позиций допоборудования в чеке было оптимальным и для дилера, и для клиента, задавайте покупателю как можно больше открытых вопросов. Составьте заранее их список;
7. Прежде чем задавать вопросы, озвучьте поводы к ним. Так клиент искренне и наиболее полно ответит на них. Например: «Для того чтобы оптимально дооснастить ваш автомобиль нужным оборудованием, задам вам несколько вопросов», «Чтобы ваш автомобиль был максимально комфортным для вас и для тех, кто им будет пользоваться, задам вам несколько вопросов»;
8. Обязательно задавайте вопросы, нацеленные на «диагностику» клиента. Они касаются образа жизни, специфики эксплуатации автомобиля, которым он владел ранее, с кем обычно он ездит и на какие расстояния. Например: «Что вам особенно нравилось в том автомобиле, который вы эксплуатировали ранее, а что хотелось бы улучшить?». В том числе, задавайте вопросы на выявление проблем, которые помогут обосновано предложить позиции допоборудования: «Как часто приходилось мыть автомобиль?», «Сколько времени вы тратили на мойку автомобиля?». Чем больше вы сможете выяснить подобной информации, тем более клиентоориентированным будет ваше предложение;
9. Задавайте вопросы на выявление потребностей: «В какую дальнюю поездку планируете отправиться на новом автомобиле?», «Что хотите видеть в своем будущем автомобиле из тех опций, которые отсутствуют изначально?»;
10. И, конечно же, формируйте потребность! К этому можно приступить на основании ранее заданных «диагностирующих» вопросов.
Здесь приостановимся. Я пишу вам вопросы, а вы отгадайте, в каких позициях я пытаюсь сформировать у вас потребность:
• представьте, сколько вы сэкономите времени и денег на мойке автомобиля, если мы произведем эту работу?
• насколько вам будет безопаснее и комфортнее парковаться с этой опцией в плохую погоду?
• что скажут ваши близкие, когда увидят вас на автомобиле с этой опцией?
• (для корпоративных клиентов) подумайте, как отреагируют ваши водители, когда увидят в выделенных автомобилях эти опции?
• насколько вам будет удобнее искать автомобиль возле торгового центра с такой опцией?
Видите здесь навязывание допоборудования? И я не вижу. Составляя список подобных вопросов, самому нет-нет да и захочется что-нибудь доустановить в свой автомобиль!
11. Конечно, если с клиентом, помимо продавца автомобиля, беседует сотрудник отдела допоборудования, перед тем как задавать все эти вопросы, следует внимательно изучить заполненный рабочий лист, чтобы не дублировать вопросы. Отсюда вывод: каждый сотрудник, собирающий информацию от клиента, фиксирует ее в одном источнике, который доступен каждому сотруднику, задействованному в общении с покупателем.
12. В случае, если «доп» уже установлен на автомобиль, после заданных выше вопросов приступайте к прозрачной, четкой презентации допоборудования по схеме:
• обоснование предложения: «В связи с тем, что вы сказали, что часто паркуетесь в неосвещенных местах, предлагаю установить на камеру заднего вида омыватель»;
• кратко опишите комплектацию, свойства товара;
• озвучьте вкратце процесс установки продукта с преимуществами ее выполнения именно в вашем дилерском центре;
• подчеркните выгоды клиента от установленной опции (безопасность, экономия денег и времени, спокойствие и т.п.);
• озвучьте стоимость товара и услуги раздельно;
• предложите визуализацию товара или деморолик о продукте;
• призовите к действию: «Устанавливаем?», «Вносим в заказ-наряд?».
13. Хвалите клиента за выбор каждой опции, на которую он соглашается. Подчеркивайте правильность и пользу такого выбора;
14. В случае если клиент сам подобрал опцию, которая, на ваш взгляд, явно конфликтует с полученной от него информацией или комплектацией автомобиля, стоит остановить клиента. Предупредите его так, чтобы он сам понял, что выбранная им опция будет некорректно сочетаться с автомобилем или даже не подойдет. Это может касаться рейлингов на крыше, сигнализации, которая будет сбоить и т.п. Клиент точно это оценит и будет вам только благодарен. Ведь мы не продаем ради сегодняшней прибыли, не правда ли?;
15. Обязательно уделите время на отчет о выполненной услуге, четкое объяснение, как пользоваться допоборудованием. Не лишним будет даже записать видеоролик с демонстрацией того, как пользоваться «допом»;
16. Для большей пользы рекомендую прочитать книги и на основе приведенных в них рекомендаций потренировать навыки, которые помогут в продаже допоборудования:
• Нил Рэкхем «СПИН-продажи»;
• Роберт Чалдини «Психология влияния»;
• Гарри Дж. Фридман «Нет, спасибо. Я просто смотрю»;
• Евгений Горянский «Активные продажи в сервисе».
Уважаемые единомышленники, осознанно подходящие к системной работе над построением бизнеса, нацеленного на долгосрочные взаимоотношения с клиентами! Для большинства участников рынка принятый закон, уточняющий ответственность за навязывание услуг – дополнительный сигнал о том, что продавать что-либо мы должны, руководствуясь не только принципами экономической выгоды, но и пользой, которую получают будущие владельцы автомобилей.
На репутацию автодилеров в целом влияет репутация каждого отдельного автоцентра и его собственника, руководителя и сотрудника. При постановке планов, продвижении сделок по этапам продаж, предлагаю продолжать руководствоваться не только показателями кумулятивной маржи и среднего чека, но и удовлетворенностью клиентов установленным допоборудованием. Оно должно быть практичным, полезным и приносить комфорт, спокойствие, уверенность и, конечно же, обеспечивать безопасность. Тогда и навязывать не придется, соблюдать нормы закона будет проще.
Материал был опубликован в журнале «АвтоБизнесРевю»
№12 за 2023 год.

0
11205
Другие рецепты:
- 22 февраля 2023
- Для движения бизнеса
- 23 марта 2021
- Повторные продажи: очевидное и невероятное
- 26 ноября 2020
- Горшочек, не вари!
- 17 декабря 2019
- Как онлайн-витрина меняет продажи дилера?
- 9 апреля 2019
- Холодные продажи на сервисе
- 20 ноября 2017
- Нестандартные стандарты
- 23 июня 2017
- Заметки продавца-консультанта
- 19 августа 2016
- Все на продажу!
- 27 июня 2016
- Любимый средний
- 24 ноября 2015
- Управляем незапланированными покупками
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте