
Рекомендации – золотой инструмент маркетинга
Клиент, пришедший в ваш дилерский центр по рекомендации близких ему людей, как правило, уже настроен дружелюбно по отношению к продавцу и видит в нем союзника в решении своих задач. Он значительно отличается от покупателя, привлеченного средствами маркетинга и рекламы. Так почему же запрос рекомендации остается в «слепой зоне» дилеров?
Рекомендации не просто увеличивают трафик, но меняют его качество. Потенциальный клиент, который звонит вам по рекламным постам или «контексту» из сети или приходит по результатам каких-либо акций и мероприятий, находится в самом низу лестницы приверженности вашей компании. Он даже не поднялся на первую ее ступеньку. Клиент, которого удается привлечь через запрос рекомендаций – другой. Сами оцените, на какой ступени лестницы приверженности он стоит.
Рекомендации позволяют конвертировать уже проделанную продавцом работу – успешно совершенную сделку – в новые контакты. Каждый продавец – и вы тоже, дорогой читатель – по личному опыту может подтвердить: такой человек,
действительно, приходит в компанию уже «подогретым». Он несет в себе часть того позитивного клиентского опыта, который вы дали его знакомому, другу, родственнику – рекомендателю.
Ожидания клиента, который получил рекомендацию и воспользовался ею, по большей части позитивные, а его страхи и сомнения минимальные. И наоборот, покупатель с «улицы» полон страхов и сомнений. Он ожидает худшего, готовится к подвоху: сейчас ему что-то будут продавать – «впаривать». И такой клиент заранее выбирает защитную тактику: строит впрок оборонительные барьеры, готовит возражения, демонстрирует низкую заинтересованность.
Человек, который приходит по рекомендации, не готовится к войне с вами, продавцом. Он нацелен на мирное решение его задач, видит в вас союзника. Ведь кто-то, чье мнение имеет для него вес, уже сказал этому человеку: «Слушай, я правда советую покупать у него. Он действительно классный продавец, эксперт в этой сфере. Он не будет “разводить” на деньги, внимательно выслушает и подберет именно то, что тебе нужно!».
К большому сожалению, количество продавцов, которых мы с вами (или любой другой клиент, даже опытный) можем порекомендовать, всегда невелико. Почему запрос рекомендации – вроде бы такой простой и даже обязательный – оказался в «слепой зоне», почему продавцы не делают такой запрос? Это забывчивость, отсутствие тренировки, спешка или что-то еще?
Как-то раз известный в автомобильных кругах эксперт Елена Лифшиц сказала мне при встрече: «Евгений, вы странно себя ведете для продавца, ведь продавцу несвойственно стесняться». Уточню обстоятельства разговора: мы прежде довольно долго не общались, я не напоминал о себе, не запрашивал рекомендации других партнеров, так как мне было неудобно, я стеснялся беспокоить важного руководителя.
Елена Лифшиц – человек, чье мнение для меня значимо, поэтому с тех пор каждый раз, когда передо мной встает вопрос: «А стоит ли запрашивать рекомендацию?» – я вспоминал ее слова. Продавцу не должна быть свойственна стеснительность. Уточню смысл этого слова: стеснительность – то, что мешает вам инициировать запрос рекомендации, настоять на получении контактов, еще раз «продать себя» – но уже гораздо дороже!
Сложно сказать, какие в точности факторы вызывают стеснение каждого конкретного продавца. Но теряет он от собственного молчания очень много. Подумайте: часто ли происходят сделки нужного вам типа в жизни клиента? Почти всегда ответ – редко. И это невыгодный продавцу ответ.
Оценим с этой точки зрения рынок автомобилей. Что ж, он не показывает высокой частоты сделок. Хуже того, есть явный тренд на увеличение среднего срока владения машиной. Не зря период заводской гарантии «расползается» от некогда обычных двух до трех и даже пяти лет; к пробегу в 100 тысяч км.
Запрос рекомендаций – движущая сила маркетинга, неоценимая помощь в настройке клиентского трафика. Срок владения автомобилем, интервал между запросом на услуги сервиса в подавляющем большинстве случаев удлиняются. Это значит, что продавцу трудно достичь высокой доли повторных сделок. Даже если первая сделка прошла блестяще, даже если клиент полностью ей доволен и счастлив, он уходит… Надолго, а может, навсегда.
Наш автомобиль или наш сервис могут быть востребованы окружением лояльного нам клиента. Ведь наверняка там есть владельцы машин профильного для нас бренда. Рекомендации сильны тем, что несут личные впечатления, эмоции и опыт. Их дают люди вашего круга, которые разделяют ваши привычки и стиль жизни.
«Подобное притягивает подобное» – известное неписаное правило. Для продавца еще важнее другая идея. Отчасти ее можно считать следствием грамотного применения (или игнорирования) правила о подобном: «Каждый продавец получает тех клиентов, которых он заслуживает».
Согласны? Если вы не «притягиваете» нужных вам клиентов, вам придется иметь дело со всеми остальными. Раз вы не приложили усилий и не заслужили лучшего, тогда не жалуйтесь. Например, когда я сам кому-либо, желающему купить автомобиль, рекомендую дилерские центры и продавцов, то готовлю обе стороны к будущей сделке. С одной стороны, я говорю потенциальному клиенту: «Конечно, тебе дадут скидку, учтут фактор знакомства и мою рекомендацию. Да, возможно тебе припасут интересный подарок. Но и ты сам, пожалуйста, излишне не дави. Сделки в этом бизнесе и так на пределе рентабельности, пойми это правильно». После такого разговора клиент обычно не блефует, не требует невозможного. С другой стороны, я готовлю дилера или продавца. Им я говорю: «Пожалуйста, будьте повнимательнее. У человека такая-то жизненная ситуация, он хочет вот чего… Так дайте ему, пожалуйста, хорошие условия. Да, не в “минус” своему бизнесу, но учтите, он хороший человек, и еще он может привести к вам новых клиентов».
Рекомендации приводят не одного клиента, они открывают ваши двери для многих – ведь следом за клиентом «входит» и его окружение! К сожалению, эту простую мысль мало кто держит в уме. Хотя именно она закладывается в базис программ «автоматизированного» запроса рекомендаций. Такие программы предусматривают для действующего клиента реальное улучшение условий обслуживания в случае привлечения новых, расширения вашей базы. Вот пара примеров.
- Автомобильный технический центр «Панавто» готов отблагодарить клиента, чья рекомендация сработала, предложив ему в качестве комплимента подменный автомобиль.
- Если в компании «Рольф» клиент покупает автомобиль по вашей рекомендации, то на ваш бонусный счет начислят серьезное количество баллов.
Я намекаю на некоторую меркантильность в вопросе рекомендаций и не вижу ничего дурного в том, чтобы отблагодарить клиента. Таким способом вы можете сказать «спасибо»… но только искренне! Никто не станет ради каких-то баллов, маленьких подарков и льгот отправлять друзей, родственников, деловых партнеров туда, где не умеют работать. Но в то же время, если нет личного интереса, многие ли станут тратить силы и время на рекомендации, многие ли вспомнят о вас?
Не так давно я зарегистрировался в одном из сервисов премиального каршеринга. Там есть опция «поделиться промокодом». Она помогает компании привлечь новых клиентов, а рекомендателю – получить бонусы. Это, по сути, сетевой маркетинг – узаконенный, честно работающий. Тот, кому я отправлю промокод, получит услугу по такому же тарифу, что и я. Все, что я могу дать знакомому через рекомендацию – это мой опыт использования хорошего сервиса. А вот я, проявив активность промоутера, получу дополнительные баллы или бонусы. Все в выигрыше!
Запрос рекомендации возможен только в одном случае, если вы делаете свою работу хорошо. Вам жизненно необходим постпродажный контакт, а затем – запрос обратной связи. Вы должны понимать клиента, знать его настроение: все ли понравилось, готов ли он рекомендовать, удовлетворен ли? Это снова своего рода три «да». Получили их? Смело запрашивайте рекомендацию!
Как запросить рекомендацию? Приведу несколько вариантов. Выбирайте удобный вам, пользуйтесь разными способами.
- «Для того чтобы в нашу компанию обращались такие же приятные и уважаемые люди, как Вы, позвольте попросить Вас порекомендовать нам человека из вашего окружения, которого мы могли бы познакомить с нашим брендом (нашими услугами).
- «Мы благодарим Вас за то, что вы являетесь нашим клиентом. Просим Вас порекомендовать нам человека из вашего окружения, которому могло бы быть интересно, как и Вам, наше предложение. Мы, в свою очередь, будем признательны Вам за поддержку».
- «Автоматизированная» рекомендация, мы уже о ней говорили. Это некая партнерская программа, в которой клиенты могут кого-либо рекомендовать.
Рекомендации – тот редкий случай, когда позитив легко и охотно распространяется. Это своего рода чудо. Это радость: хорошие люди помогают другим хорошим людям, делятся положительным опытом. Рекомендации зажигают улыбки – разве можно не поучаствовать? На каких началах – решать вам. Будет это бескорыстно или с легким меркантильным мотивом бонусов и подарков – думайте, выбирайте.
Лично я поступаю так: если со мной заключает контракт компания, которая действительно работает над улучшением сервиса, умеет продать, а после – поддержать клиента, я должен дать ей еще один шанс, помочь ей в развитии, чтобы навыки, которые мы отработали на тренингах, смогли проявиться. Порой я рекомендую даже те сервисы и компании, в которых могу быть уверен не на 100%. Мне достаточно знать: в них работают неравнодушные люди, которые сделают все возможное, чтобы клиенту было комфортно. Сила рекомендации в том, что даже в худшие времена дефицита трафика на рынке в целом этот канал не пересохнет. Запрашивайте рекомендации и начните прямо сейчас!
Материал был опубликован в журнале «АвтоБизнесРевю»
№12 за 2020 год.

0
23369
Другие рецепты:
- 19 ноября 2024
- Вместе мы сильнее
- 31 марта 2023
- Как ИИ сэкономил 40% маркетингового бюджета
- 18 октября 2022
- Клиентоцентричный маркетинг
- 23 июня 2022
- Выдаем эмоции
- 29 октября 2020
- Скрытый потенциал финансовых услуг
- 13 июля 2020
- Тренды маркетинга в авторитейле
- 20 декабря 2018
- Что клиенты ищут в Интернете?
- 8 ноября 2013
- Дилерский центр в кармане
- 1 сентября 2013
- Как на ладони
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте