Наставник карьерного роста
Холдинг «Ключавто» подвел промежуточные итоги обучающей программы корпоративной академии автомобилей с пробегом. По данным компании, проект повысил эффективность сотрудников в пять раз. Операционный директор направления автомобилей с пробегом «Ключавто» Алексей Баринов делится подробностями запуска обучающей программы и ее промежуточными результатами
Еще до пандемии и потрясений 2022 года один из крупнейших федеральных холдингов России – ГК «Ключавто» – вывел автомобили с пробегом в отдельное направление бизнеса. В настоящее время сеть салонов, осуществляющих исключительно
операционный директор направления автомобилей с пробегом «Ключавто»
Ключевая идея, которая двигала проект и вдохновляла команду академии – привлечь клиентов именно в “Ключавто автомобили с пробегом” в условиях, когда все автоцентры примерно равны и имеют схожую клиентскую базу и продукт.выкуп и продажу подержанных машин, включает в себя 27 площадок в 32 городах нашей страны. За восемь месяцев 2023 года реализация автомобилей с пробегом в «Ключавто» выросла на 71% к январю-августу 2022-го и составила около 33 тысяч единиц.
«За последние годы автомобильный ритейл претерпел колоссальные изменения – он оказался наиболее чувствительным к внешнему влиянию. Но, как известно, даже после кардинальных перемен неизбежно происходит адаптация. И после затянувшегося нисходящего тренда рынок стал понемногу расти. Одним из драйверов роста стал сегмент автомобилей с пробегом. Это подтверждает статистика – в 2023 году рынок все еще штормит, а “вторичка” планомерно растет – на 30% с января 2023-го, по данным “Автостата”», – говорит операционный директор направления автомобилей с пробегом «Ключавто» Алексей Баринов.
Как отмечает Алексей Баринов, сейчас дилеру недостаточно просто выкупать и продавать автомобили, повышая таким образом обороты бизнеса. Необходимо работать над эффективностью: искать новые решения и адаптироваться к потребностям покупателей быстрее конкурентов. В «Ключавто Автомобили с пробегом» считают, что выполнить эту задачу можно, в том числе, за счет сотрудников, поэтому запустили «Корпоративную академию автомобилей с пробегом».
Вверх по карьерной лестнице
До апреля 2022 года обучение сотрудников подразделений новых автомобилей и с пробегом «Ключавто» происходило по единой программе. Затем его разделили из-за специфики каждой сферы.
«Корпоративная академия автомобилей с пробегом» компании «Ключавто» была запущена в мае 2022 года и представляет собой многоуровневую систему обучения линейного персонала и менеджеров. Причем сопровождение сотрудника ведется на всех этапах карьерной лестницы – от приема в компанию до занятия управленческой должности. Обучение идет в два потока: стажировка и адаптация линейного персонала, а также формирование и развитие менеджмента внутри компании из успешных линейных специалистов.
Для подготовки и реализации нового проекта команда «Ключавто» использовала стандартный набор IT-инструментов: сервисы e-mail, ВКС-платформу Teams, решение для совместной работы над документами Sharepoint и сервис для обучения «Эквио». Разработку программы академии осуществлял отдел обучения и развития персонала «Ключавто Автомобили с пробегом». Преподавателями выступают тренеры и руководители этого подразделения – действующие практики с большим опытом работы на рынке. Сейчас в команде задействовано 32 человека.
«Ключевая идея, которая двигала проект и вдохновляла команду академии – привлечь клиентов именно в “Ключавто Автомобили с пробегом” в условиях, когда все автоцентры примерно равны и имеют схожую клиентскую базу и продукт», – добавляет Алексей Баринов.
С начала работы академии успешно завершили стажировку более 820 новых сотрудников «Ключавто». 258 руководителей прошли все три модуля программы развития менеджмента. Численность менеджеров за год увеличилась в 2,5 раза – примерно с 80 до 250 человек.
От новичка…
В настоящее время штат «Ключавто Автомобили с пробегом» составляет 1 900 человек. Каждый новый сотрудник подразделения начинает свой путь в компании с программы адаптации.
Для новичков нет строгих требований к опыту работы. Как показывает практика, чаще всего кандидаты приходят из сферы продаж (45% новых сотрудников), либо совсем без опыта (25%). В то же время от них ждут клиентоориентированности, коммуникабельности, целеустремленности, желания зарабатывать, учиться и развиваться.
В среднем в «Ключавто Автомобили с пробегом» ежемесячно оформляются 185 человек.
«Важно не просто заполнить вакансии, но и найти персонал, который отвечал бы требованиям компании, выбрать наиболее квалифицированных и перспективных специалистов на рынке труда», – резюмирует Алексей Баринов.
Испытательный срок для новичков составляет три месяца, также есть период адаптации – за новым специалистом закрепляется наставник, который помогает новому специалисту влиться в компанию и ознакомиться с рабочим процессом. Для продуктивного персонала на этот период есть гарантированный уровень заработной платы, даже если плановые показатели не были выполнены.
Наставником может стать каждый линейный сотрудник, отработавший полгода и показывающий на протяжении трех месяцев стабильный финансовый результат. Прежде чем приступить к сопровождению стажера, такой сотрудник проходит обучение по программе развития. Стажер ежедневно осваивает обучающий курс дистанционно, а наставник – показывает все на практике и дает попробовать свои силы. Наставник отвечает на возникающие у новичка вопросы, а также помогает сотруднику, прошедшему очное обучение, встраиваться в бизнес-контекст того или иного региона присутствия «Ключавто». За каждую успешную стажировку компания дает наставнику вознаграждение – порядка 3-5% от их ежемесячного дохода.
Программа адаптации – это одно из базовых направлений академии. Весь продуктовый персонал проходит ее с погружением в профессию в течение двух месяцев. Обучение включает в себя множество различных форматов: очный и дистанционный, мастер- классы, вебинары. Занятия и мастер-классы для новичков посвящены развитию «софт- навыков»: переговорам с клиентами о цене, осмотру автомобиля и др. Внимание уделяется также «хард-навыкам»: работе во внутренней системе и других программах, юридическим аспектам и проч.
Для освоения выкупа «Ключавто Автомобили с пробегом» дает обучающимся не только теоретические знания. Стажеры осматривают реальные автомобили, формируют стоимость его выкупа на основании выявленных повреждений и формируют структуру переговоров о цене. При этом практика проводится при полном техническом оснащении в реальных условиях.
«Новый сотрудник приобретает уверенность в себе, умение вести переговоры с клиентом. В работе персонала подразделения автомобилей с пробегом должен быть драйв, он должен быстро ориентироваться в разных ситуациях и четко реагировать даже на самые сложные клиентские запросы – именно эти качества воспитываются в новичках», – подчеркивает Алексей Баринов.
…до менеджера
При переходе на новую, управленческую, должность сотрудник продолжает повышать свои навыки с помощью четырехмодульной программы «Развитие менеджмента АСП» для каждого уровня управления. Модули посвящены как профессиональным, так и личностным навыкам для успешной коммуникации с коллегами-руководителями и подчиненными. Также действует отдельная мастерская, где обучают работать с показателями бизнеса (как понимать данные и оперировать ими). Всего разработано четыре модуля:
- Для управленцев из бизнеса автомобилей с пробегом и смежных подразделений. Обучение дает представление о работе с подержанными машинами;
- «Бизнес делают люди». Модуль на формирование и мотивацию команды. Это двухдневная программа, которую проходит весь менеджмент после четырех-семи месяцев обучения по первому модулю. В обучение входит бизнес-игра, которая помогает понять, как формируется команда, каких сотрудников нужно привлекать в команду, как взаимодействовать с ними, учитывая их индивидуальные особенности и как с учетом этих особенностей влиять на эффективность бизнеса;
- Модуль, посвященный актуальным для рынка компетенциям и умению быстро реагировать на современные вызовы;
- Стратегическое планирование и управление проектами – двухдневное очное обучение в классическом тренинговом формате.
«Поскольку академия действует в рамках корпоративных ценностей “Ключавто” и понятие корпоративной культуры шире, чем образовательные программы, – оно включает в себя, в том числе, обеспечение комфортной среды для сотрудников, что прямо влияет на их развитие. Поэтому отдельным направлением академии стала работа с вовлеченностью персонала. Раз в полгода мы собираем обратную связь, в том числе по точечным вещам: кому-то не хватает кондиционера в кабинете, кто-то хочет чаще получать отзывы руководителя о своей работе. Мы стараемся удовлетворять просьбы сотрудников своевременно», – рассказывает Алексей Баринов.
Для получения обратной связи еженедельно или раз в две недели организуются встречи сотрудников с региональным директором. Кроме этого, компания проводит замеры – исследует вовлеченность, лояльность сотрудников, выявляет их нужды.
Внедрение новой программы обучения, признает Алексей Баринов, ожидаемо встретило сопротивление части команды. Некоторые региональные директора отнеслись к этому скептически. Однако спустя полгода стало очевидно, что сотрудник, прошедший стажировку, уже через два месяца работы выходит на уровень эффективности специалиста с опытом от года. При оценке этого параметра в компании ориентируются на ключевые показатели: число проданных автомобилей и финансовый результат. Конечно, нельзя сказать, что прирост – исключительная заслуга обучения. Однако его роль остается весомой, уверен Алексей Баринов.
«Нельзя говорить только о росте бизнес-показателей. Изменился еще и командный дух – сотрудничество ради достижения общего результата стало реальной ценностью, разрешились конфликты между менеджерами разных отделов. Изменилось отношение сотрудников к работе на всех уровнях, к взаимодействию друг с другом», – добавляет Алексей Баринов.
В настоящее время ежемесячно «Ключавто» инвестирует 5% от прибыли в программу обучения корпоративной академии. Компании сформировала стратегию для обучения менеджмента до 2025 года и ожидает, что она окажет еще больший эффект на направление автомобилей с пробегом.
Материал был опубликован в журнале «АвтоБизнесРевю»
№11 за 2023 год.
- 0
- 7718
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте