
Маршрут построен
Современные картографические сервисы для кого-то еще недостаточно удобные, но многие не представляют себе передвижение на автомобиле без навигатора, который предложит более короткий маршрут, предупредит о контроле скорости, наличии пробок и, конечно, покажет рейтинг дилера, к которому пользователь намерен заехать. Евгений Горянский пообщался с профильными экспертами из России и ближнего зарубежья, чтобы вы почерпнули для себя полезные кейсы привлечения клиентов через геосервисы
Каким бы ни было ваше отношение к рейтингам на картах поисковиков, конъюнктура рынка велит реагировать на комментарии и проводить работу с сотрудниками компании по результатам оценок. Хороший рейтинг способствует улучшению позиций в поисковике и формирует репутацию дилера, плохой – призывает обходить стороной отдел продаж или сервис. В этой связи важно понимать, какие действия способствуют улучшению рейтингов, кто должен заниматься мониторингом комментариев и написанием ответов на них и на каких площадках стоит сфокусировать свое внимание. Более того, к этой дискуссионной теме стоит обращаться регулярно, потому что опыт в построении своего маршрута в гонке за лучший рейтинг на картах – разнообразный и у каждого игрока рынка есть свои секреты.
Глазами клиента
Представить себе работу с онлайн-репутацией компании в отрыве от маркетинга и клиентской службы сегодня невозможно. Восприятие вашей компании формируют не только оценки, но и содержание
отзывов клиентов, качества ответов на них, полнота оформления карточек дилера и многое другое. Ключевая тенденция в этом направлении, считает старший бренд-менеджер «Рольф-Ясенево» Александра Головань, – смотреть на процессы дилера глазами клиента и постоянно улучшать его опыт в каждой точке соприкосновения.
«Карты стали одним из каналов привлечения клиентов во многих отраслях, – добавляет основатель IT-компании Smartpoint и руководитель репутационной платформы Getloyalty Дмитрий Третьяков. – У многих салонов, следящих за своей онлайн-репутацией, доля трафика на сервис за счет этого уже превышает 50%. Поэтому важно выстроить работу с карточками на геосервисах с точки зрения управления вниманием пользователей и увеличения числа обращений. Сегодня уже недостаточно, чтобы информация о компании была актуальной. Требуется выделить карточки на фоне других фотографиями, максимально полной информацией, оптимизировать их под поисковые запросы, а при высокой конкуренции – подключить платные возможности продвижения».
Заместитель генерального директора автоцентра Kia тверской компании «Румос-Авто» Наталья Резникова отмечает, что две трети трафика в автоцентр в виде звонков поступает именно с картографических платформ. При внедрении коллтрекинга компания сразу разделила статичные номера на картографические сервисы, чтобы корректно работать с репутацией, лояльностью и, конечно, рекламой. Начать работу с рейтингом необходимо с трафикообразующей платформы. Дополнительной подсказкой, помимо трафика, может быть количество оценок и отзывов. Например, у «Румос-Киа» в «Яндекс.Картах» 720 отзывов, в «2ГИС» – 18, в Google Maps – 933.
Таким образом, геосервисы стали мощнейшим инструментом генерации трафика. Сервисы внедряют много «фишек», стимулируют пользователя вовлекаться в социальную жизнь и предоставляют много дополнительных функций – от поиска ближайшего места, где можно перекусить, до оплаты заправки, не выходя из автомобиля. Но, добавляет директор по развитию ГК «Ключавто» Юлия Овчинникова, с точки зрения непосредственно работы с репутацией ничего не изменилось – отвечай на все отзывы, отрабатывай негатив.
В мире цифровых технологий оценка качества обслуживания в сети – один из важнейших параметров. Для предприятий – это краеугольный камень взаимодействия с клиентами, уверен директор департамента маркетинга и связей с общественностью официального дистрибьютора Kia в Казахстане – компании Allur Motor Qazaqstan – Евгений Шумков. С одной стороны, в них формируются рейтинги компаний, позволяющие клиентам понимать, куда они приедут, а с другой стороны, такие рейтинги существенно помогают маркетологу в удешевлении контакта.
«Поисковые машины настроены так, что при общем запросе найти что-либо, они покажут выше те страницы, на которых рейтинг и полнота ответов будут самыми высокими. И в целом постоянное обновление карточек предприятия – залог доверия со стороны клиента, так как он, читая отзывы, будет видеть реальные, свежие фотографии, а соответственно и воспримет комментарии серьезно. Что касается рынка Казахстана, то в автомобильном бизнесе только сейчас все стали уделять повышенное внимание заполнению и ведению бизнес-карт – “спасибо” карантину, который научил всех пользоваться Интернетом и заказывать услуги онлайн. До этого карты были чем-то неизвестным для многих пользователей», – говорит Евгений Шумков.
Кому поручить?
Ответ на вопрос о том, кто должен заниматься позиционированием компании в геосервисах – собственный сотрудник или подрядчик – зависит от личности конкретного маркетолога. Если ваш специалист ответственно подходит к своей работе, то, однозначно, стоит поручить ему оперативные корректировки в карточке.
«Маркетологи всегда будут держать руку на пульсе компании, черпать обратную связь от клиентов напрямую. Если же у нас в компании не маркетолог, а менеджер по рекламе, вчера еще работавший на ресепшен, то лучшее решение – аутсорсинг. Хотя так вы не получите супервысоких результатов, но качество карточек в сервисах будет на уровне среднего по рынку», – продолжает рассуждать с нами Евгений Шумков.
В «Румос-Киа», напротив, дают другой однозначный ответ – сотрудники в штате компании. Наблюдать и анализировать рейтинги сейчас – это 10% работы с сервисами, необходимо комплексно подходить к данному процессу, считает Наталья Резникова. Заместитель генерального директора автоцентра Kia уверена, что только штатный сотрудник может понять, как повлиять на бизнес-процессы для повышения рейтинга, в какой точке коммуникации с клиентом правильно собирать отзывы и как работать с появлением нелояльных отзывов.
В «Румос-Киа» над рейтингом компании работает несколько специалистов:
– маркетолог – отслеживает качественные и количественные показатели платформ, составляет план по усовершенствованию обратной связи от клиентов, анализирует точки сбора отзывов, мотивирует пользователей рассказать о своем опыте;
– руководитель клиентской службы – работает с каждым отзывом, выявляет причины их появления, работает над бизнес-процессами с руководителями подразделений для устранения негатива и увеличения позитива, отвечает на отзывы и связывается с клиентами для решения вопросов;
– аутсорсинг используется частично. Это платформа, которая интегрирует все сервисы в одном личном кабинете и информирует о появлении отзывов.
При корректной коллаборации всех трех участников процесса дилер получает простой для понимания и использования механизм работы с рейтингом организации, который не только увеличивает оценки и уровень лояльности, он и приводит к продажам товаров и услуг, а также повторным визитам.
Александра Головань добавляет, что для одних задач, например оформления карточек, их продвижения, мониторинга отзывов, обжалования негатива, эффективнее применять аутсорсинг, потому что агентства быстрее накапливают экспертизу, чем маркетолог в штате дилера. Задача сотрудника дилера – ставить цели и максимально вовлекать бизнес для их достижения, тогда общая результативность от работы с репутацией кратно вырастет.
Анализируя разные подходы, Юлия Овчинникова считает, что для работы с геосервисами подходят оба варианта одновременно. Аутсорсинг берет на себя мониторинг отзывов и быстро реагирует на них, применяя шаблонные ответы. Ресурс маркетолога слишком дорог для этого, однако он, исходя из аналитики и знания своих бизнес-процессов, корректирует систему работы изнутри. Он способен создавать акции, предложения и «фичи» для генерации трафика и повышения рейтингов.
«В первую очередь, на репутацию в геосервисах влияют клиенты компании, которые оставляют отзывы, – резюмирует Дмитрий Третьяков. – Если комментариев мало, доля негатива высокая, а звездный рейтинг низкий, то все остальные действия по повышению эффективности не имеют смысла. Поскольку репутация является одним из активов компании, то мы рекомендуем, чтобы дилер занимался ей самостоятельно. И важно, чтобы в работу был вовлечен бизнес, потому что репутация – это не направление маркетолога или клиентской службы, а деятельность всей компании. Для того чтобы выстроить такую работу эффективно, необходимо использовать автоматизацию, позволяющую снижать затраты на рутинные операции и больше уделить внимания клиентам».
Работа над оценкой
Дмитрий Третьяков утверждает, в сети можно найти много исследований о рейтингах компаний в Сети, но все они сходятся во мнении о том, что потребители не доверяют компаниям с рейтингом 4 звезды и ниже. Если позиции вашей компании выше, то ваша задача – быть лучше конкурентов по всем ключевым репутационным показателям – звездный рейтинг, общее количество отзывов, доля недавно опубликованных среди них и т.д. Сегодня у официальных дилеров конкурентом является любая компания, которая продает или обслуживает автомобили.
Евгений Шумков советует, если на рынке есть лидер, просто равняться на него. Если лидера нет, то стоит посмотреть по сторонам – на смежные рынки – и отыскать пример там.
В компании «Румос-Киа» отслеживаются рейтинги конкурентных дилерских центров как в Твери, так и в ближайших городах. При анализе обращают внимание не только на оценки, но и на количество отзывов. Так, в 2022 году дилер поставил перед собой задачу повысить оценку в «Яндекс. Картах» с 4,8 до 4,9. На первый взгляд, цель легкая и вполне достижимая, но в ближайшем рассмотрении оказалось, что у конкурентов по 100-200 отзывов, а «Румос-Киа» – порядка 600, то есть для повышения оценки на 1 п.п. конкурентам необходимо набрать порядка 50 положительных комментариев, тогда как дилеру из Твери – около 130.
Каков ваш ответ?
На вопросы и комментарии клиентов отвечает штатный маркетолог или агентство на аутсорсинге по заранее подготовленным шаблонам. Но если поступает сложный вопрос, приходится привлекать других специалистов.
«Идеально, когда ответы на комментарии дают сотрудники бизнеса. Тогда обратная связь получается персонифицированной. По компании “Рольф” ежемесячно публикуется более трех тысяч комментариев в сети, большая часть из них – позитивная, и публикация ответов на них занимает много времени сотрудников. Поэтому здесь важно найти золотую середину, но на негативные отзывы всегда ответы должен давать бизнес», – рассказывает Александра Головань.
Дмитрий Третьяков подчеркивает, когда компания публикует ответы на отзывы в публичном поле, она делает это не столько для конкретного клиента, оставившего комментарий, сколько для всех пользователей. Поэтому ответы должны соответствовать голосу бренда, быть персональными, не иметь двойного толкования и положительно влиять на принятие решения потенциальными клиентами.
В «Румос-Киа» каждый отзыв прорабатывает руководитель клиентской службы (РКС) как сотрудник, представляющий интересы клиента в организации. Причем это подразумевает не просто написание ответа, а комплексный, регламентированный подход. Так, руководитель клиентской службы получает уведомление об отзыве, просматривает сообщение по тематике, изучает на предмет негатива или позитива. Если отзыв позитивный, РКС оформляет ответ-благодарность. Важно, чтобы он был индивидуальным для каждого клиента: обращение по имени, благодарность за посещение определенного отдела и использование конкретной услуги, приглашение на дальнейшую коммуникацию и т.п. Если отзыв негативный, РКС начинает «расследование»: определяет в каком подразделении и с каким сотрудником произошла спорная ситуация, оформляет соответствующий документ в CRM с участием ответственного сотрудника и его руководителя. Вместе они разбирают случай и информируют РКС, который принимает решение о дальнейших действиях и устраняет негатив. Итогом негативного отзыва должны стать корректировки бизнес-процессов, разбор ситуации с сотрудниками и устранение негатива у клиента.
Старшая карта
Основными геосервисами в России выступают Google Maps, «Яндекс.Карты» и «2ГИС». После приостановки работы Google в России в контексте отзывов его место занял сервис «Авито» – по нему наблюдается повышенный рост в текущем году. При этом популярность той или иной площадки сильно зависит от региона. Например, на Урале пользователи активнее используют «2ГИС» и Flamp.
«С учетом того, что “Авито” является для многих автосалонов одним из основных каналов продажи автомобилей, хорошие рейтинги и отзывы там становятся не менее важными, чем на “Яндекс.Картах” или “2ГИС”. В маркетинге есть простое правило – необходимо быть везде, где потенциально есть клиенты. В автобизнесе это, помимо перечисленных, также Zoon и Yell», – говорит Дмитрий Третьяков.
По локациям компании «Рольф» в Москве и Санкт-Петербурге безусловный лидер – сервис «Яндекс». На втором месте «2ГИС», но пока доля отзывов с данной площадки не превышает 5%. Для «Ключавто» «Яндекс.Карты» также стали главной площадкой.
«Объем трафика с этого сервиса больше, но работать надо со всеми, репутацию невозможно построить на одной, поскольку весь клиентский путь должен быть изучен, отрисован, а все точки касания нужно контролировать», – добавляет Юлия Овчинникова.
Так или иначе, выбор основной площадки делают сами клиенты, а дилер находит самую популярную обычным математическим подходом – подсчетом трафика, количества оценок и отзывов.
«На первый взгляд, по количеству отзывов и оценок ведущая площадка для “Румос-Киа” – Google Maps, но, добавив показатель трафика, мы понимаем, что на первом месте “Яндекс.Карты”. “2ГИС” для нас – нерабочая площадка по обоим показателям, но отслеживать ее и работать над рейтингом на ней тоже необходимо», – рассказывает Наталья Резникова.
В отличие от России, в Казахстане ресурс «2ГИС» стал одним из первых предоставлять детальную информацию о компаниях, и только потом подтянулись поисковые гиганты, говорит Евгений Шумков. По этой причине доверие к площадке при прямом поиске выше, но геосервисы «Яндекса» и Google сейчас тоже популярны, особенно если поисковый запрос был сделан в их поисковой машине.
Хорошее место
На входе в разные организации, в том числе в кафе, рестораны, гостиницы или дилерские центры, мы часто встречаем наклейки популярных сервисов, которые говорят о том, каким рейтингом обладает компания. Но каков реальный эффект этих наклеек?
«Обилие наклеек на входной группе, скорее, вызывает “непремиальные” ощущения. На мой взгляд, на дверях должны быть только основные и важные сообщения: график работы, способы оплаты и т.п. Все остальное, мне кажется, можно разместить внутри в соответствующих зонах. Важнее информирование в Интернете – вот там при поиске компании можно показать сначала рейтинг и отметку “хорошее место”, а уже потом график и проч.», – считает Евгений Шумков.
Александра Головань придерживается иного мнения: «Все мы посещаем рестораны, занимаемся в фитнес-центрах, ходим к стоматологу, следим за здоровьем. И для каждого из нас важно, чтобы мы обращались к лучшим на рынке. Известный американский психолог Роберт Чалдини в своей книге “Психология влияния” сформулировал один из сильнейший принципов – “социальное доказательство”. Клиентам важен факт, что другие люди уже обращались в конкретную компанию и сказали, что это хорошее место».
Дмитрий Третьяков отмечает, что ключевая характеристика нашего времени – это кризис доверия: из-за большого количества информации, которая иногда противоречит друг другу, потребители не доверяют компаниям. Поэтому любые активности, которые повышают доверие к компании, сработают только в «плюс». Наклейки «хорошее место», которые выдаются третьей незаинтересованной стороной, являются одной из такой активности.
Так или иначе, наклейки на входе в дилерский центр – это как минимум «прикольно», уверена Юлия Овчинникова.
«Наклейки точно не влияют на конверсию, но на этапе первичного контакта с клиентом они дают ему капельку уверен¬ности, что он не ошибся с выбором дилера», – добавляет Юлия Овчинникова.
Наталья Резникова считает этот вопрос более серьезным: «Каждый клиент не просто знает о наличии рейтингов, но активно их использует. Эпоху объяснения в духе “ваш отзыв очень важен для нас” мы уже прошли. Увидев наклейку или сертификат с оценкой, клиент понимает, что мнение об организации у большинства как минимум “хорошее”, и это фор-мирует кредит доверия».
Большинство дилерских центров работает по стандартам импортеров, в которые входит визуализация фасадов, и часто наклейка на двери не соответствует стандартам зданий. В подобных случаях можно найти несколько решений:
– установить сертификат на ресепшн салона, ведь это первое место, которое видит клиент;
– разместить тейбл-тенты в клиентской зоне с призывом оставить отзыв и отражением текущей оценки и номинации;
– разместить на сайте и в соцсетях новость-благодарность клиентам за рейтинг.
Укрепляем позиции
Как отмечает Юлия Овчинникова, работа с репутацией – не самоцель, а лишь инструмент, который вам позволяет генерировать трафик. Если KPI вашей работы с репутацией – оценка на геосервисе, а не количество клиентов, пришедших с них, вы явно и перепутали цели.
Дмитрий Третьяков дает три рекомендации, которые гарантированно улучшат онлайн-репутацию вашей компании и приведут новых клиентов с геосервисов и отзовиков:
– соберите все карточки компании в сети, актуализируйте информации и максимально заполните все данные, включая красивые фотографии;
– настройте ежедневный мониторинг новых отзывов и отвечайте на каждый из них не позднее, чем через 24-48 часов;
– просите ваших клиентов писать позитивные отзывы, чтобы положительный опыт максимально уходил в публичное пространство.
В продвижении товаров и услуг клиентский опыт стал основополагающей тенденцией. Обычные каналы рекламы уже не работают, а выступают одной из точек модели атрибуции. Увидев рекламу, клиент обязательно заходит в Интернет и читает отзывы, обращает внимание на «звездочки». Именно поэтому дилерам важно выстроить работу сотрудников и маркетинговых бюджетов в направлении рейтинга.
Компания «Румос-Киа» рекомендует делать это следующим образом:
1. Начать необходимо с написания бизнес-процесса работы с рейтинговыми платформами, назначить ответственных сотрудников, подключить необходимые сервисы для оперативного реагирования.
2. Второй шаг – заполнение карточек организации. Чем больше информации и фото, тем интереснее клиентам.
3. Далее происходит установка подменных номеров на каждый картографический сервис.
4. Сбор аналитики по конкурентам, подсчет трафика на платформах.
Надеюсь, теперь и ваш маршрут к пятизвездочному рейтингу построен. Действуйте!
План действий
Традиционно, для нашей рубрики предлагаю сформулировать план действий, который поможет вам еще раз посмотреть на рассматриваемую тему через призму собственного наблюдения, которое дополнит информацию, полученную выше:
1 Посчитайте средний рейтинг компании на всевозможных картах, доступных клиентам в вашем регионе:__.
2. Сравните/определите целевое среднее значение рейтинга на картах:__.
3. Посчитайте долю позитивных комментариев к негативным:__.
4. Посчитайте количество позитивных/негативных комментариев по каждому отделу компании: новых автомобилей__, сервиса__, автомобилей с пробегом__, кредитно- страховых продуктов__, запасных частей__, дополнительного оборудования__, кузовного ремонта__ и других подразделений__.
5. Посчитайте количество точек контакта, призывающих клиента оставить отзыв на картах__.
6. Произведите фиксацию состояния точек контакта, призывающих оставить отзывы на картах.
7. Проверьте актуальность карточки предприятия на картах по каждому пункту:
- фото;
- общая информация о компании;
- режим работы;
- перечень оказываемых услуг;
- правильность размещения локации.
8. Количество комментариев без ответа представителя компании__.
9. Ответы, скорее, однотипные, без персонального обращения (да/ нет)__.
10. По негативным комментариям видны попытки перевода коммуникации из онлайна в офлайн (да/ нет)__.
11. В нашем шоу-руме размещена наклейка «Хорошее место» (при соответствующем рейтинге) (да/ нет)__.
12. Пять действий, которые я сделаю после прочтения материала:
1. _______________________
2. _______________________
3. _______________________
4. _______________________
5. _______________________
Материал был опубликован в журнале «АвтоБизнесРевю»
№12 за 2022 год.
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте