Не дарите машины банкирам
Одна из популярных мошеннических схем на вторичном рынке – продажа автомобиля с пробегом, под залог которого нерадивый продавец уже получил кредит в банке. Таким образом, мошенник зарабатывает на своей машине дважды, а честный покупатель лишается и денег, и автомобиля. Защитить от этого теперь может сервис по проверке истории автомобилей «Автотека», который заключил партнерство с двумя основными базами по залогам имущества: реестром залогов Федеральной нотариальной палаты (ФНП) и базой данных Национального бюро кредитных историй (НКБИ). Эти ресурсы содержат информацию о подавляющем большинстве залоговых автомобилей в стране
Автокредит стал удобным инструментом не только для порядочных покупателей автомобилей, но, к сожалению, и для мошенников. Что может быть проще: покупаешь машину в кредит под залог покупки, а потом продаешь залоговый автомобиль ничего не подозревающей жертве, которая будет расплачиваться за свою доверчивость. Машину забирает банк, а вернуть деньги, отданные жуликам, не так просто.
Одно время эта схема была крайне распространенной. Еще в 2012 году федеральные СМИ со ссылкой на судебных приставов сообщали, что в тот период каждый пятый автомобиль, проданный на вторичном рынке, находился в залоге у банка. Для борьбы
Сергей Литвиненко
Окончил Финансовую академию при Правительстве РФ по специальности «Финансы». Имеет опыт работы в авторитейле и специализируется на вопросах стратегии и развития бизнеса. Возглавлял автомобильную практику PricewaterhouseCoopers (PwC) и консультировал ведущие российские и международные автомобильные компании. C 2015 года занимается развитием автомобильного направления «Авито».
с мошенниками были разработаны поправки в Гражданский кодекс, вступившие в силу с июля 2014 года. Они косвенно обязывают банки сообщать нотариусам о выданных на машины кредитах. При отсутствии данных о кредите в базе Федеральной нотариальной палаты (ФНП), которая является открытой интернет-площадкой, банкиры могут лишиться предмета залога после продажи его владельцем машины.
Впрочем, эта разработка не решила все проблемы с продажей залоговых автомобилей. Закон все-таки не обязал банки напрямую сообщать о кредитах в базу ФНП. А еще после досрочного погашения кредита владельцем предмет залога все равно останется в базе, и это тоже является источником неопределенности при перепродаже машины на вторичном рынке.
Другой популярный источник информации по залоговым автомобилям – база данных Национального бюро кредитных историй (НКБИ), созданная по инициативе Ассоциации российских банков. Информацию о залоге можно запросить по VIN-коду или (при его отсутствии) по номеру паспорта транспортного средства. Еще один плюс: база НКБИ ведется с 2011 года, и здесь могут быть отражены кредитные сделки, которые происходили до запуска реестра ФНП в 2014 году. В базе НКБИ есть информация о 2,5 миллиона автомобилей, находящихся в залоге у банков. Доступ к этой базе платный – проверка стоит 300 рублей.
Базы машин в залоге у банков – не единственные информационные сервисы для защиты от преступников на авторынке. В настоящее время самая распространенная форма мошенничества – это различные ухищрения, с помощью которых преступники «улучшают» состояние машины при перепродаже в глазах потенциальных покупателей. Прежде всего, они «скручивают» пробег на одометре с помощью нехитрых электронных приборов, заменяют изношенные элементы обивки и детали машин. Кроме того, скрывают информацию об авариях, поломках и других проблемах машин, которые приводят к снижению цены.
Инструмент эффективной борьбы с такими злоумышленниками – базы истории автомобилей, информацию по которым вносят участники рынка (дилеры, станции техобслуживания, страховые компании и другие): пробег, ремонт, ДТП. Компания «Авито» занялась созданием подобной единой базы – «Автотеки», – которая является агрегатором всех доступных и уникальных данных на рынке.
«Автотека» – совместный проект основной российской интернет-площадки для покупки и продажи машин с пробегом «Avito Авто» и крупнейших российских авторитейлеров – компаний «Автомир», «Дженсер», «Ключавто», «Независимость», «Рольф», «ТрансТехСервис». В рамках этого проекта «Avito Авто» содействует в разработке платформы и является технологическим партнером в части работы с данными, а дилеры, в свою очередь, контролируют создание процесса и формат обмена информацией.
Вместе с этими авторитейлерами к «Автотеке» присоединились более 400 дилерских центров России, информация поступает от госорганов, независимых станций техобслуживания, бюро кредитных историй, банков, страховых компаний и автопроизводителей.
В «Автотеке» есть информация о 40 миллионах автомобилей в России (весь объем автопарка страны, согласно данным агентства «Автостат», составляет 42 миллионов машин). Из них более чем по пяти миллионам автомобилей в «Автотеке» содержатся уникальные данные, и другие подобные сервисы ими не располагают.
В базе можно не только получить информацию о пробеге, ремонте и авариях, но и уточнить, использовали ли прежние владельцы автомобиль в качестве такси, когда и в каком виде машина размещалась на площадке объявлений. Для партнеров проекта проверка обходится бесплатно, для частных лиц стоимость отчета по одной машине составляет 99 рублей.
Широкое распространение автокредитов эксперты связывают, в том числе, с госпрограммой льготного автокредитования. Впервые ее запустили в 2009 году, и она распространялась на автомобили стоимостью не более 600 тысяч рублей, собранные в России. До конца 2011 года россияне оформили 350 тысяч автокредитов. В апреле 2015 года госпрограмма снова заработала, хотя ценовой порог участия в ней корректировался – теперь автомобиль должен стоить не более 1,45 миллиона рублей.
Результат говорит сам за себя. Во II квартале 2017 года, по оценке «Автостата», в России 46,5% всех машин приобрели в кредит, что на 2 процентных пункта (п.п.) больше, чем за аналогичный период 2016 и 2015 годов, и на 9 п.п. больше, чем за II квартал 2014 года. В Москве в апреле-июне 2017 года выдали больше всего автокредитов (53,7 тысячи займов), но их доля составила всего 26,7% от общего количества сделок в столице. Самая высокая доля автокредитов в общих продажах машин в России была в удаленных регионах – в Чукотском автономном округе (82,9%), Камчатском крае (81,6%) и в Бурятии (80,5%).
В 2017 году заработали и другие госпрограммы поддержки автопрома – «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», в рамках которых автолюбители получали скидку на машину в 10% от ее стоимости.
Все это означает, что покупателям придется позаботиться о проверке автомобилей в базах залогов. И «Автотека» стала самым удобным инструментом для этого.
Avito.ru
Второй в мире по числу посетителей после американского Craigslist.com сайт частных объявлений (оценка сервиса статистики Similarweb). Согласно опросу компании «Акварель Ресерч», в I квартале 2017 почти каждый второй российский покупатель автомобиля в Интернете (49%) приобрел его через Avito.ru.
Материал опубликован на правах рекламы
Материал опубликован на правах рекламы.
- 0
- 13060
Другие статьи:
- 27 июня 2022
- Эволюция «Макспостер»
- 23 ноября 2020
- Продажи без машин
- 18 мая 2020
- Как заработать в кризис после пандемии?
- 16 апреля 2020
- Зачем дилерам инвестировать в онлайн-продажи?
- 20 февраля 2020
- «Авито» купила долю в MaxPoster: сколько заплатят дилеры?
- 16 октября 2019
- Новый взгляд на онлайн-продажи
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте