
Время учиться
Когда кругом туманная неизвестность и совершенно не ясно, будут ли в ближайшем будущем доступны новые автомобили для продажи, где брать запчасти и удастся ли сохранить команду и т.д., дилерам приходится сокращать расходы. Как правило, в числе первых «под нож» идет обучение сотрудников. Хотя оно даже сейчас помогает не только сохранить навыки персонала, подготовить их к новым, еще более жестким, требованиям рынка, но и как минимум побороть стресс
Среди статей расходов, первыми подпадающих под сокращение в момент накала кризисных явлений, можно четко выделить обучение
менеджмента и сотрудников. По крайней мере, так было в авторитейле в 2008-м, 2017-м и 2020 годах. Станет ли исключением 2022-ой?
В самом деле, насколько актуально обучение персонала в то время, когда вокруг абсолютная неизвестность: будут ли в принципе доступны новые автомобили к продаже, где и по какой цене закупать запасные части и расходные материалы и, наконец, кто из действующих сотрудников останется в строю, а с кем придется расстаться ради сокращения фонда оплаты труда? Вместе с этим обучение персонала как раз способно дать ответы на те сложные вопросы, которыми задаются профессионалы автомобильного бизнеса в период неопределенности — в любой непонятной ситуации беремся за учебник.
В первую очередь, новые знания — действительно важный помощник в борьбе со стрессом. Еще свежи воспоминания о том, как во время жестких ограничений, вызванных пандемией, именно обучение в формате онлайн в той или иной степени позволяло отвлечься от гнетущей обстановки и сводок о новых случаях заболевания. Само по себе это давало надежду на то, что замок с дверей дилерских центров рано или поздно будет снят.
Конечно, на это можно возразить: в пандемию в целом можно было представить, каким будет автомобильный рынок в будущем. Но сейчас кто может сказать, каким мы увидим автобизнес хотя бы через пару месяцев и, более того, каковы будут потребности клиентов, особенно когда дефицит машин нарастает с каждым днем?
Самое время вновь взяться за качество обслуживания, подготовки сотрудников, функционирования бизнес-процессов. Посмотрите, как сейчас ведется работа с персоналом, который окружен, с одной стороны, неизвестностью и негативным информационным фоном, а с другой стороны, часто имеет дело с недовольными, встревоженными клиентами, не желающими тратить и без того значительные суммы на покупку нового или поддержанного автомобиля, обслуживание своих машин. Что ваш сотрудник говорит в кругу близких ему людей, когда те спрашивают: «Как идут дела на работе?». Быть может, хотя бы от части восстановить душевное равновесие поможет обучение. Пусть это не полноценный мотиватор, но все равно поддерживающий фактор.
Во время проведения консалтинговых проектов в турбулентное для того или иного дилера время я неоднократно фиксировал в анкетах, заполненных сотрудниками, фразы вроде «спасибо за обучение» или контрастное «нас ничему не учат». Именно такие фразы позволяют утверждать о полезности обучений. Если сотрудники заявляют об этом, недооценивать качественное и своевременное обучение явно не стоит.
Пресловутая фраза «кризис — время возможностей» снова на слуху и позволяет нам пересмотреть устаревшие подходы, проявляющиеся в коммуникациях с нашими клиентами. Мы понимаем, что с очередным существенным, многократным подорожанием новых автомобилей требования потребителей также возрастут. Если, оправдываясь дефицитом товара, дилеры могли не часто задумываться о стратегических последствиях «зажимания» клиентов в угол: «хотите берите, не хотите — возьмет другой», то теперь мы пожинаем плоды прежней недостаточной фокусировки на завоевании лояльности покупателей, проявлении заботы о них. Вот скажите, что должно произойти, чтобы в нынешних условиях, даже приобретя запчасти по более низкой цене у другого продавца, клиент приехал на сервис в «любимый» дилерский центр к «своим» сотрудникам, которые помнят и машину, и ее владельца?
То, чему стоит вновь учиться прямо сейчас:
- поддерживать взаимоотношения с клиентами;
- коммуницировать мягче;
- обновлять подходы к отработке сомнений и возражений клиентов;
- мягче реагировать на отказы, сохраняя желание клиента обратиться в дилерский центр в другой раз;
- использовать максимальную возможность для активного предложения товаров и услуг клиентам сервиса или покупателям других допуслуг в дилерском центре, чтобы поддержать окупаемость постоянных расходов;
- быть более гибким, привлекая к взаимодействию с клиентами менеджмент подразделений;
- менять скрипты на алгоритмы;
- не столько мотивировать сотрудников материально, сколько вдохновлять.
Исходя из этого списка, можно заметить, что планов по развитию команд хватит, пожалуй, на сотрудников самых разных должностей. Рекомендую HR-директорам, локальным тренерам, руководителям подразделений пройтись по этому перечню и составить график обучения по перечисленным темам.
Учитывая обстоятельства марта 2022 года, я не удивляюсь переносу и даже отмене многих запланированных ранее со мной и моей командой тренингов, консалтинговых проектов. Но при этом я был искренне удивлен новым запросам, в том числе от новых для меня клиентов, которые приглашают прокачивать их команды, немного отвлечь сотрудников от текущей ситуации и стресса. Просят дать много домашних заданий, фактически занять сотрудников до той поры, когда границы снова будут открыты, а бизнес начнет функционировать в нормальных условиях. Большинство таких дилеров понимает, что именно сейчас у них появилось время, чтобы заняться развитием персонала, которого раньше не хватало. Так, востребована прокачка навыков сотрудников сервиса, чтобы они более уверенно предлагали дополнительные работы, четче реагировали на сомнения и возражения клиентов.
Давайте уже признаем, что при всем многообразии тем обучения от дистрибьюторов и регулярной сертификации, этого не может быть достаточно для эффективной работы персонала вне зависимости от его опыта. Практически каждый сотрудник дилерского центра, проходящий интервью со мной как консультантом, заявляет о готовности обучаться и развиваться дальше. Но если в компании бюджет на эти цели урезан, причем урезан серьезно, ни о каком развитии и речи быть не может — заявляют первые лица компании и управляющие директора, чьи вывески на кабинетах можно оправданно заменить на антикризисных управляющих.
Главное, к чему я призываю менеджмент дилерских центров вот уже более 10 лет — использовать имеющиеся учебные классы, переговорные комнаты для проведения внутреннего обучения. Уже всем понятно, что загрузка сотрудников в настоящее время, их предвзятость к сложившейся ситуации медленно, но верно расслабляют. Теперь представьте себе, сколько времени понадобится для того, чтобы все навыки были восстановлены. При этом руководителю подразделения дилерского центра нужно практиковаться и развиваться самостоятельно, чтобы выступать в качестве тренера своих подчиненных. Поэтому учиться нужно всем, а если не хватает тех или иных компетенций, приглашать тренеров, в том числе из других сфер бизнеса.
Чтобы проводить малозатратное обучение, возьмите те материалы, которые остались после прохождения подобных занятий в компании, повторите их, обновите выполнение домашних заданий. Это точно не потребует бюджетов, а вот уровень показателей при проявленном усердии точно поддержит. И не забываем о контроле, мотивации (пусть и нематериальной). В текущее время каждое доброе слово на вес золота, а каждое применение стимулирующего воздействия на сотрудников должно быть многократно обдумано.
Традиционно, предлагаю нашим читателям перечень книг, которые могут подбодрить вас примерами выхода из сложных, кризисных ситуаций:
— Эндрю Гроув «Выживают только параноики»;
— Ян Карлзон «Моменты истины»;
— Лоуренс Леви «Pixar. Перезагрузка»;
— Ицхак Адизес «Управление в эпоху кризиса»;
— Нассим Талеб «Черный лебедь».
Читайте, обучайтесь, развивайтесь сами и делитесь этим со своими сотрудниками!
А уж с бюджетами или без — решать вам.

0
7722
Другие рецепты:
- 27 мая 2022
- Уходя в отрыв, не злоупотребляйте!
- 18 июля 2019
- Рынок труда автобизнеса в руках работодателя?
- 29 января 2015
- Кто не успел, тот опоздал
- 16 июня 2010
- Ничего лишнего
- 26 марта 2010
- Качественное самоопределение
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте