Операторы техосмотра включают заднюю

Операторы техосмотра (ТО) жалуются, что из-за спешно принятого парламентом закона, позволившего автовладельцам временно получать ОСАГО без диагностической карты, они остались без клиентов и на грани банкротства. Совокупные потери отрасли они оценивают в 1,4-1,68 млрд руб. в месяц. В обращении президенту Владимиру Путину, премьеру Михаилу Мишустину и спикеру Госдумы Вячеславу Володину представители более ста компаний просят способствовать отмене введенных из-за коронавируса норм, включить отрасль в перечень пострадавших от пандемии, установить налоговые каникулы для компаний и разработать новую методику расчета стоимости ТО. В Российском союзе автостраховщиков считают, что «операторы не совсем понимают, что происходит». В Госдуме также не согласны с призывами править новые нормы.


Письмо президенту Владимиру Путину, премьеру Михаилу Мишустину и спикеру Госдумы Вячеславу Володину направили 120 операторов техосмотра в связи с «осложненной» ситуацией на рынке. В 2019 году, напомним, Госдума приняла законопроект о реформе ТО: диагностические карты переводят в электронный вид; вводится фотосъемка процесса ТО; растут штрафы для операторов, торгующих картами; вводится штраф 2 тыс. руб. за езду без ТО для водителей. Нововведения должны были заработать в июне 2020 года, но из-за пандемии срок передвинули на 2021-2022 годы. При этом Госдума с подачи Минэкономики и ЦБ с апреля 2020 года установила новую периодичность ТО (новые легковые машины до четырех лет проверку теперь могут не проходить, четырех-десяти лет — каждые два года, старше десяти лет — каждый год). До 30 сентября ОСАГО можно оформить без диагностической карты.

«В итоге получается, что страховая компания без заключения о возможности безопасного использования транспортного средства допускает его к участию в движении, — пишут операторы в обращении. — Неисправный автомобиль несет существенную опасность».

Критикуют они и решение по увеличению периодичности ТО: за четыре-пять лет эксплуатации у автомобиля может быть «достаточно большой» пробег и «серьезные неисправности, которые также могут привести к смертельным ДТП». Основная же проблема, на которую жалуются компании, — тяжелое экономическое положение всей отрасли. Из-за «необязательного» ТО при оформлении полисов уменьшился поток машин, приезжающих на диагностику. В сфере ТО занято около 30 тыс. техэкспертов и 10-13 тыс. человек обслуживающего персонала, для выплаты им зарплат нет средств. В перечень пострадавших от коронавируса отраслей техосмотр власти не включили, получить кредит по 0% для выплат зарплаты невозможно. «Операторам приходится работать себе в убыток, обрекая свой бизнес на банкротство, — пишут компании. — До 30 сентября на пунктах техосмотров посетителей не будет, и, как нам выживать в данной ситуации, неизвестно». Ущерб отрасли (всего зарегистрировано около 5 тыс. операторов) оценивается в 60-70 млн руб. в день, посчитал по просьбе «Ъ» один из авторов письма, гендиректор тюменского «Энергоресурса» Леонид Блувштейн, или 1,4-1,68 млрд руб. в месяц.

Компании просят отменить закон, позволяющий получать полис ОСАГО без подтверждения техосмотра, а ранее запланированную реформу запустить уже с 1 января 2021 года, а не поэтапно к 1 марта.

Отрасль ТО нужно включить в перечень пострадавших от пандемии, установив «налоговые каникулы» для компаний. Авторы письма также просят разработать новую методику расчета стоимости прохождения ТО (сейчас тарифы устанавливают регионы по методике 2012 года, в ряде субъектов они не превышают 200-300 руб.), а также сделать куратором отрасли ГИБДД. Глава некоммерческого партнерства станций диагностики «Безопасность и транспорт» (объединяет 60 операторов) Ярослав Васичков заметил, что главная проблема — перенос сроков реформы. «Ее можно было запустить в июне, добросовестные операторы ждали и готовились к ней, — говорит эксперт. — Благодаря штрафам за нарушение сроков прохождения ТО начали бы приезжать машины, операторы смогли нормально просчитать бизнес. Жулики, торгующие диагностическими картами, постепенно бы исчезли. Но зачем-то решили оставить все как есть еще на два года».


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №110 от 25.06.2020

Автор: Иван Буранов

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

25 Июня 2020
  • Комментарии 0
  • Посещений 1469

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте