
Проблемы отрасли переехали на следующий год
С 2014 года и по сей день в России, по сути, только два фактора помогают поддерживать продажи автомобилей — ужесточение регулирования и девальвация. Производителям и дилерам «повезло» даже в коронавирусный 2020 год: после двух месяцев почти полной остановки продаж клиенты буквально смели все имеющиеся автомобили. Но ажиотажный спрос лишь маскирует проблемы рынка: доходы населения падают, как и доходы концернов, которым скоро придется сокращать модельный ряд в стране.
Российский авторынок в 2020 году смог по темпам восстановления после провала первой волны пандемии приблизиться к крупнейшему китайскому, несмотря на почти два месяца простоя продаж и проблемы с поставками машин.
Помогли граждане, наученные опытом предыдущих кризисов. Девальвация рубля заставляет их рассматривать крупные покупки — именно об этом специфическом свойстве России в первую очередь говорят иностранные топ-менеджеры. Не важно, планировали ли вы эту «инвестицию» или нет: все понимают, что завтра дешевле точно не будет. А купить машину психологически проще, чем, например, недвижимость — даже в условиях, когда цена на автомобиль верхнего масс-сегмента приближается к стоимости квартиры в не таком уж отдаленном Подмосковье. В итоге клиенты вернулись в автосалоны с первого дня возобновления их работы в мае-июне и продолжают покупать до сих пор.
Беспокойство граждан можно понять: машины дорожают вне зависимости от страны производства и уровня локализации. Купленный в начале года автомобиль за 2 млн руб. через год будет стоить на пару сотен тысяч больше. Правда, и на любой новый придется добавить столько же. Речь ни в коем случае не идет о росте цен на уровень инфляции, как рапортовал министр промышленности Денис Мантуров, ведь концерны не будут брать на себя новые расходы, имея маржинальность всего в пару процентов. Тем более что машины и так покупают.
Так девальвация создала временную иллюзию восстановления рынка, за счет которой профильные чиновники могут отчитываться о своих успехах в поддержке отрасли. В действительности эта поддержка ограничилась выделением новых средств на госзакупки техники, а также льготными кредитами, которыми смогли воспользоваться в основном клиенты АвтоВАЗа.
Те же обстоятельства затуманивают реальную картину рынка в глазах правительства и президента, которые, кажется, совсем потеряли интерес к отрасли. В этом году у автоконцернов впервые не было ни одной рабочей встречи с чиновниками на уровне выше главы Минпромторга.
Показательно, что апатию демонстрируют и штаб-квартиры глобальных концернов. Для большинства из них Россия остается крупным рынком, где продажи идут не так уж плохо. Главный раздражавший иностранных производителей вопрос — новые, дискриминационные по отношению к ним правила возврата утильсбора — пока ударил по маржинальности не так сильно, основной эффект проявится с 2021 года. Кроме того, им все равно нужно вернуть инвестиции в выпуск текущих моделей автомобилей. Поэтому никто из концернов одномоментно не будет сворачивать производство, как это сделал в свое время GM.
В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №241 от 30.12.2020
Автор: Ольга Никитина
Полный текст вы можете прочитать на сайте издания
0
4522
Новости по теме:
- 11 апреля 2025
- Россияне стали чаще возвращать автомобили
- 8 апреля 2025
- Автопродажи плавно тронулись
- 4 апреля 2025
- Продажи электромобилей упали на 67%
- 3 апреля 2025
- Авторынок в марте: падение на 45%
- 28 марта 2025
- Авторынок после 2025 года вернется к росту
- 26 марта 2025
- Китай в скидочной комплектации
- 24 марта 2025
- Николай Степанов: «В автобизнесе выживет сильнейший»
- 13 марта 2025
- РОАД просит поддержать авторитейл
- 4 марта 2025
- Минпромторг: продажи отразили двузначный спад
- 17 февраля 2025
- Анонс номера «АвтоБизнесРевю» за январь-февраль
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте