Глава РОАД рассказал о ситуации на авторынке

В России очередной месяц подряд продажи автомобилей уходят в красные зоны, потребители винят в высоких ценах автопроизводителей и дилеров, но они не учитывают ряд факторов, которые к этому привели. Своим мнением о том, что произошло и как выходить из этой ситуации, с «Газетой.Ru» поделился глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин.


В первые дни апреля все ведущие СМИ распространили громкие новости. Продажи новых легковых машин в марте (в сравнении с аналогичным месяцем прошлого года) упали на 46%, грузовых автомобилей — на 57%, а автобусов — на 62%. Эксперты помнят 2022 год, когда авторынок России покинули компании из так называемых «недружественных» стран. Продажи рухнули до 688 тысяч авто, что составляло менее 40% от объемов в предыдущем году.

Причины падения рынка двухгодичной давности всем понятны — ушли иностранцы, которые занимали долю примерно в 60%. Сегодня из России никто из производителей не уходил, напротив, появляются новые автобренды, в основном китайские или российские, но с китайским участием.

Что спровоцировало падение рынка? Основные причины, на мой взгляд, таковы: высокая ставка рефинансирования Центробанка в 21%, что выше ставки рентабельности не только автомобильных, но и многих других предприятий России; свернуты более чем наполовину программы автокредитования для частных лиц и программы лизинга для юрлиц; всплески волатильности российского рубля; сложности с международными расчетами, их сроки и стоимость выросли; программа утилизации продукции автопрома не сработала и спровоцировала рост цен на автомобили; стоимость автомобилей росла в течение всего 2024 года, при том что доходы граждан и юрлиц значительно отстали.

Если ситуацию не изменить, то до конца года рынок может упасть в целом по всем сегментам на 30%. Что это для бюджета России в деньгах? Объем автоотрасли в финансовом выражении составляет почти 20 трлн рублей, из них новые легковые автомобили — 5,7 трлн рублей, новые грузовики — 1,4 трлн рублей, легковые с пробегом — 9,3 трлн рублей, грузовые с пробегом — 1,7 трлн рублей, сервисные услуги и запчасти — 1,7 трлн рублей.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на интернет-портале Gazeta.ru 28 апреля 2025 года.

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте