Автопром борется с дефицитом микросхем

Российские поставщики электроники для автомобилей, в частности модулей ЭРА-ГЛОНАСС, столкнулись с общемировым дефицитом чипов, который в некоторых случаях составляет 40%. Без таких модулей машины не могут попасть на российский рынок. Пока отечественные автозаводы не снижают выпуск, дефицит покрывается из складских запасов. Но в других странах производство уже затронуто, а из-за длительного цикла выпуска и ограниченных мощностей нехватка чипов может затянуться не менее чем на полгода.


Российские производители электроники для автопрома столкнулись с дефицитом микросхем, который до этого охватил мировые рынки. Речь идет о микросхемах для систем ЭРА-ГЛОНАСС, тахографов, панелей управления приборами, блоков управления двигателем, кузовной электроникой, мультимедийных систем, даже для работы кнопок на руле нужна управляющая микросхема, отмечает глава комитета АЕБ по автокомпонентам Алексей Беляев. Как рассказал «Ъ» гендиректор НПП ИТЭЛМА Евгений Горелик, производители испытывают «высочайший дефицит компонентов, работают по их фактическому наличию». По данным «Ъ», о нехватке чипов сообщал автопроизводителям и другой крупный российский производитель электроники. Дефицит чипов для автопрома возник во всем мире, поскольку весной 2020 года на фоне коронавируса автоконцерны сократили заказы. Теперь отрасль оказалась не готова к резкому восстановлению объемов, полагает Евгений Горелик.

«Цикл производства микросхем достигает полугода и более, а номенклатура огромна. Он делится на две части: выращивание (кремниевых. — «Ъ») кристаллов и установка их в корпус. Учитывая специфику производства кристаллов, запуски их выращивания производятся нечасто, ежеквартально или даже один раз в год, и производятся они обычно в очень большом количестве, часть из которого попадает в корпусирование, а другая — лежит на складе. Сейчас у производителей чипов на складах кристаллов нет», — говорит он.

По оценкам IHS Markit, из-за недостатка полупроводников в первом квартале будет отложено производство около 1 млн автомобилей по всему миру (около 5% от общего выпуска). Спрос на чипы вряд ли будет удовлетворен по крайней мере до II полугодия 2021 года, сообщала газета Financial Times.

Проблему видят и в «Сантэл Навигации», которая поставляет приборы ЭРА-ГЛОНАСС СП Daimler и КамАЗа, Ford Otosan, Isuzu, Chery, «БелДжи» и другим автопроизводителям. «Мы закупаем у поставщиков не чипы, а изготовленную по нашей документации печатную плату терминала ЭРА-ГЛОНАСС, где уже напаяны около 200-250 основных элементов, и сейчас наш заказ не покрыт примерно на 30-40%», — говорит гендиректор Николай Борисенко. В НП ГЛОНАСС «Ъ» сказали, что трудности начались в ноябре 2020 года, «если раньше сроки поставки составляли три-четыре месяца, то сейчас — шесть-девять месяцев, на некоторые позиции заказы принимают уже на 2022 год». Там отмечают, что производители устройств ЭРА-ГЛОНАСС находятся «в трудных переговорах» с автоконцернами по переносу сроков поставок. Машины без ЭРА-ГЛОНАСС на рынке РФ продать нельзя.

В Минпромторге говорят, что у автопроизводителей РФ нет перебоев с поставками электроники.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №36 от 03.03.2021

Автор: Ольга Никитина

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

3 марта 2021
  • Комментарии 0
  • Посещений 2863

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте