
Николай Степанов: «В автобизнесе выживет сильнейший»
Конец 2024 года и начало 2025 года для российских автодилеров, в том числе и тюменских, стали периодом резкого снижения спроса. Главная причина — позиция Центробанка: жесткая монетарная политика привела к увеличению ключевой ставки до 21%. По данным ВТБ, в феврале 2025 года жители Тюменской области оформили в 2,5 раза меньше автокредитов, чем в феврале 2024 года.
Но проблемы у дилеров связаны не только с низким спросом. Коммерческий директор тюменского автохолдинга «Базис Моторс» Николай Степанов, который работает в автобизнесе региона более 20 лет, более 10 лет управлял продажами в одном из крупных автохолдингов Урала, рассказал, как в условиях жесткой конкуренции китайских производителей и высокой ключевой ставки выживают тюменские дилеры.
Николай, каким был 2024 год для автобизнеса, в частности тюменского, что происходило?
Если смотреть по количеству продаж, то год был неплохим: в России было реализовано от 1,5 до 1,6 млн авто. Это уже не 400 тыс., как в 2022 году, и не 800 тыс., как в 2023 году. Отчасти рост связан с тем, что за предыдущие годы накопился отложенный спрос. Другой вопрос — с какой доходностью и под какие проценты приходится работать бизнесу: нужно быстро продавать, так как ключевая ставка высокая.
Все производители субсидируют ставки, например, под 9%, или предоставляют рассрочку. Но делают это за счет маржи. Автодилеров много, и мы начинаем бороться за клиента, плюс происходит борьба между производителями. Это приводит к тому, что доходность падает. Поэтому для автомобильного бизнеса результаты продаж в 2024 году в штуках — это неплохо, но нет доходности на единицу авто ни для дилеров, ни для производителей. Соответственно, в этих условиях бизнесу развиваться или сложно, или почти невозможно.
Получается, рынок сейчас стагнирует?
После повышения ставки в конце октября 2024 года с ноября рынок начал сильно сжиматься. В начале года не произошло изменений к лучшему: мы идем хуже, чем в 2024-м. И март пока не предвещает всплесков.
Как на эту ситуацию реагируют китайские автопроизводители, которые наводнили Россию, и представлены в вашем дилерском портфеле?
Китайским брендам тоже важна партнерская сеть. Они понимают проблему и потребителя, и дилера, и идут в двух направлениях. Первое — субсидируют ставку, но это работает вдолгую. Второе — субсидируют наши склады. Очень многие бренды, например, Changan, дают бесплатный двухмесячный факторинг, то есть этот период автомобили стоят бесплатно, мы не платим за них проценты. Единственный способ выживать сейчас — это высокая оборачиваемость, то есть надо как можно быстрее продать автомобиль. Другого способа при данных ставках нет.
Выигрывает ли при этом покупатель?
Условно, да, но при высоких ставках спрос все равно не растет. Если мы будем говорить о ставках для покупателя, у Geely есть под 9%, у Chery — от 7%. Каждый производитель делает маркетинговые ставки, и они не такие страшные — 7, 8, 9, 12, 16%. Но это не 28%, как в пробеге, — чистая банковская ставка без субсидий.
В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на портале РБК 24 марта 2025 года.
Автор: Юрий Норицын
Полный текст вы можете прочитать на сайте издания
0
790
Новости по теме:
- 29 апреля 2025
- Глава РОАД рассказал о ситуации на авторынке
- 24 апреля 2025
- Авторынок ЕС в I квартале: спад на 2%
- 24 апреля 2025
- Тюменские дилеры начали сокращать расходы
- 16 апреля 2025
- Китайские машины дают задний ход
- 11 апреля 2025
- Россияне стали чаще возвращать автомобили
- 8 апреля 2025
- Автопродажи плавно тронулись
- 4 апреля 2025
- Продажи электромобилей упали на 67%
- 3 апреля 2025
- Авторынок в марте: падение на 45%
- 28 марта 2025
- Авторынок после 2025 года вернется к росту
- 26 марта 2025
- Китай в скидочной комплектации
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте