В начале 2021 года автомобильный холдинг «Ключавто» заметно развернулся в сторону публичности. Реализацию новой стратегии сопровождало усиление управленческой команды. Уже во II квартале этого года бизнес расширился за счет активов омской ГК «Евразия-Моторс». К июлю холдинг планирует завершить приобретение дилерского бизнеса Inchcape в Санкт-Петербурге с марками Audi, Lexus, и Toyota. О том, как новая стратегия изменила бизнес-процессы компании и какую роль в развитии авторитейла сегодня играет цифровизация, рассказывает директор по развитию «Ключавто» Юлия Овчинникова
– Последние месяцы не обходятся без новостей от «Ключавто». Это закономерная цепь событий вокруг холдинга, который продолжает наращивать мощности, или свою роль сыграло изменение PR-стратегии компании с Вашим приходом?
– Вряд ли компания «Ключавто» пригласила бы меня, если бы не хотела каких-либо качественных изменений и того, чтобы существующая бизнес-стратегия была реализована во всех сферах деятельности холдинга. Для меня было абсолютно очевидно, что необходима корректировка нашей маркетинговой деятельности. В направлении PR мы действительно вышли в публичное пространство и начали информировать о том, что у нас происходит, рассказывать об изменениях. Необходимы были не только определенный уровень открытости, но и команда, которая способна управлять таким объемом бизнеса. Так что на определенной стадии готовности компании к большому росту и появилась необходимость в людях, способных поддержать этот рост.
– Вы перешли в «Ключавто» из крупнейшего в России автомобильного холдинга – «Рольфа». Что Вами двигало, какие возможности для себя увидели?
– Не скрою, для меня это было непростое решение. Я с большим уважением отношусь к команде «Рольфа», горжусь всеми крутыми проектами, которые мне удалось с ней сделать. Но для любого руководителя важен разносторонний опыт. Меня заинтересовали управление большой региональной сетью, глобальные стратегические задачи по цифровизации бизнеса и оптимизации клиентского пути.
Плюс, уровень и профессионализм моей команды в «Рольфе» уже позволял мне быть уверенной в том, что я передаю маркетинг в надежные руки.
Новый вызов для меня, как для руководителя, – это бесшовная интеграция целого холдинга – ГК «Евразия-Моторс» – в структуру «Ключавто». Такого опыта у меня еще не было. Хотя наше широкое географическое присутствие и выстраивание эффективной системы управления столь крупным бизнесом, пожалуй, и есть самый главный вызов.
– Что именно вы привнесли в «Ключавто» в управлении маркетингом?
– Одно из преимуществ «Ключавто» – частичная монополия в ряде регионов. Находясь в таком положении, команда маркетинга, как правило, не использует полный набор маркетинговых инструментов, чтобы увеличить свою эффективность, например возможности PR, линейки инструментов performance-маркетинга marketing проч.
ГК «Ключавто»
Ведет историю с 2001 года. Представляет 31 бренд, включая линейку коммерческого транспорта и грузовой техники. После закрытия сделки с омской ГК «Евразия-Моторс» в 2021 году охватывает 19 городов (в том числе те, в которых представлено только направление автомобилей с пробегом). Объем продаж новых машин в 2020 году составил 43 187 единиц (-15% к 2019 году). Автомобилей с пробегом – 23 756 единиц (-3%). Суммарная выручка холдинга в этот период достигла 110,69 миллиарда рублей (+7%).
В «Ключавто» прекрасная команда, и благодаря усилению ее экспертизой работы на высококонкурентных рынках мы получили качественный рывок в маркетинге. Федеральная специфика компании в принципе требует применения абсолютно разных инструментов и разных подходов в каждом из регионов. Маркетинг – это поле бесконечных экспериментов, если вы к ним не готовы, то явно выбрали не ту профессию. Однако есть базовые принципы эффективной работы системы. Не важно, в каком вы бизнесе, без базы далеко не уйти.
– Ваша должность в компании – директор по развитию. Выполнение каких задач она подразумевает?
– Я отвечаю не только за блок маркетинга, но и за развитие компании в направлении цифровизации бизнес-процессов. Моими ключевыми задачами являются построение комплексной системы маркетинга, оптимизация и цифровизация клиентского пути, внедрение инновационных бизнес-процессов, которые позволят компании развиваться согласно выбранной стратегии. Во многих компаниях часто маркетинг и IT живут отдельно друг от друга, а, по сути, ни одна инновация невозможна, если мы находимся на разных полюсах. В нашем случае – полная синергия команд IT и маркетинга.
– В какой момент в ГК «Ключавто» осознали необходимость перемен?
– Осознание перемен в компании идет от людей, которые ею управляют. Наверное, это происходило постепенно, по мере роста амбиций. Любой бизнес проходит через циклы изменений, и на каждом из этапов становится очевидной необходимость каких-либо перемен. Очень здорово, когда руководство компании четко понимает вектор развития и видит момент, когда необходимо принимать то или иное решение.
На каждом этапе компании необходимы определенные компетенции команды, очевидно, что внутри нее не может быть всех необходимых компетенций для решения задач разного уровня, тем более в стремительно меняющемся мире. Именно тогда, когда наступает понимание, что для реализации стратегии компании необходимы новые компетенции, нужно привлекать внешнюю экспертизу и усиливать команду.
– Прежде Вы работали в столичных холдингах, в том числе в «Независимости» и «Рольфе». «Ключавто», напротив, развивалась как региональная компания. Каковы принципиальные различия в подходах к ведению бизнеса, видении рынка, управлении?
– Самое яркое и бросающееся в глаза – различие, связанное с масштабным региональным присутствием. Например, Краснодарский край и Омск – это будто две разные планеты. В этих регионах люди сильно отличаются – как сотрудники, так и клиенты. Это касается скорости принятия решения о покупке автомобиля, периодичности технического обслуживания, предпочтений покупателей по брендам и моделям, реагирования на способы коммуникаций. То есть специфика в том, что система холдинга должна быть настроена под особенность каждого отдельно взятого региона.
– Как настроить систему, чтобы она одинаково хорошо работала в каждом регионе?
– Это комплексная задача. Если, например, бренд-менеджер находится по десятибалльной шкале экспертности, условно, на девятом уровне, то спокойно можно отдать ему принятие решений. У маркетолога, который только начинает свою карьеру, будет меньшая квалификация (4-5 баллов). И тут уже приходится выстраивать системы рамок, KPI, чтобы минимизировать количество ошибок. Чем выше уровень профессионализма, тем больше свободы, чем ниже – тем больше системы. Наша задача – выстроить работу таким образом, чтобы быть эффективными на любом рынке, учитывая специфику регионов и возможные ошибки.
– Как Вы оцениваете уровень продвинутости регионов с точки зрения digital?
– Уровень намного ниже. Москва и Санкт-Петербург в этом отношении самые продвинутые на сегодняшний день. У «Ключавто» есть своя уникальность в этом направлении в силу того, что Антон Сергеев [совладелец ГК «Ключавто». – Прим. ред.] – это управленец с очень широкими взглядами, понимающий существующие тренды. Поэтому компания уже достаточно цифровизирована и по многим направлениям задает тренды.
– Внедрение каких digital-проектов в компании сейчас в приоритете?
– Для нас сейчас стратегически важно развитие нашего мобильного приложения «Ключавто». Оно уже есть, но его необходимо развивать и сделать максимально удобным. Мы над этим работаем. В планах полная перестройка экосистемы наших сайтов. А также развитие всего, что касается коммуникаций с клиентом: от уже ставшей банальной оплаты на сайте до полной цифровизации взаимодействия.
– Где в регионах искать IT-специалистов и digital-маркетологов, проще растить своих или находить на рынке?
– Это должна быть комбинированная стратегия. Наши сегодняшние темпы роста не позволяют ждать, пока человек научится и затем наберет достаточно опыта в этом направлении. Поэтому следует брать специалистов с рынка там, где они есть, и параллельно увеличивать компетенции собственной команды. Большое влияние в этом отношении на рынок оказала пандемия, она научила всех работать удаленно. Направление маркетинга прекрасно подходит для того, чтобы управлять командами дистанционно, поэтому неважно, где находится центр компетенций – в Москве, Омске или Краснодаре.
Если говорить конкретно о моем подходе, то для меня крайне важна в сотруднике именно способность к изменениям, широкий взгляд на процессы, скорость работы и умение нести ответственность. Знания всегда можно приобрести, а экспертиза нарабатывается годами.
– Расширение «Ключавто» происходит ради охвата как можно большего количества регионов или увеличения марочного портфеля?
– Это комплексное развитие. Всегда есть целесообразность присутствия автомобильного холдинга в том или ином регионе. На каких-то рынках, например, разумно развивать только
Финансово-технологическая компания обладает большим количеством точек соприкосновения с клиентами
направление автомобилей с пробегом. У нас есть несколько таких точек. Вторичный рынок – это тренд сегодняшнего дня. Мы немного замедлили темпы развития именно этого направления в регионах, потому что еще не исчерпали потенциал текущих локаций. Сейчас самое главное – нарастить эффективность существующих точек продаж. У нас много планов по дальнейшему расширению, мы не останавливаемся в своем росте. На рынке нет автомобильных компаний с такими же быстрыми темпами развития, «Ключавто» – впереди. Но сейчас нам предстоит большая работа по интеграции и адаптации новых компаний в нашу структуру.
– Какие уроки пандемия преподала автодилерам, которые были вынуждены срочно осваивать новые маркетинговые инструменты?
– Пандемия быстро изменила тренды на рынке, но, к большому сожалению, не всех дилеров заставила задуматься. Те компании, которые уже были готовы к полноценному онлайну, смогли быстро переключиться и прошли в него достаточно уверенно, а изначально ориентированные на онлайн компании в принципе выиграли и смогли увеличить эффективность своего бизнеса.
В автомобильной рознице большая часть процессов, к сожалению, пока не может быть переведена в онлайн – отсутствуют технологии, поэтому даже при самой высокой степени готовности процессов возможность полноценно проходить такие экстремальные ситуации отсутствует.
Я думаю, в пандемию произошло некое переосмысление бизнеса. Появились новое мышление и высокий уровень гибкости. Эта ситуация стала катализатором цифровизации и изменений, настроила управленческие команды на готовность к любым вызовам.
Если говорить о моем опыте, то благодаря гибкости и слаженности команды, хорошей технологической базе, которую мы развили, переход в онлайн смогли осуществить за 48 часов. Это был, конечно же, вызов, бесценный опыт для нас и клиентов, формирование нового клиентского пути. Считаю, что мы отлично справились.
Самое главное – не останавливаться в развитии цифровых инструментов для клиентов и сотрудников, так как за этим будущее, хоть и не ближайшее. Нужно изучать и облегчать клиентский путь, развивать технологии, которые позволяют сокращать временные и трудозатраты. Развиваться и совершенствоваться – всегда самый верный путь.
Елена Костякова
Интервью было опубликовано в журнале «АвтоБизнесРевю» №5 за 2021 год.
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте