Дмитрий Полунин: «Главная цель – выйти из этой ситуации с наименьшими потерями»
Российский автомобильный рынок в 2019 году показал отрицательную динамику, и ожидалось, что в 2020 году его снижение продолжится. Но вряд ли кто был готов к столь драматичным весенним событиям, приведшим к падению рубля и обвалу рынка из-за ограничения работы автосалонов в стране. Более того, как полагают многие эксперты, возникшая ситуация сильно повлияла на модель взаимодействия клиента с автодилером, в связи с чем рынок ждут в краткосрочной перспективе значительные перемены. Своим мнением о ситуации в отрасли делится генеральный директор ГК «АвтоГермес» Дмитрий Полунин
– Ряд экспертов полагает, что нынешний кризис сильно изменит рынок. Вы с этим согласны?
– Согласен, рынок изменится, продажи упадут, количество дилеров уменьшится, а насколько – очень зависит от мер поддержки государства, на которую надеемся, но особенно сильно не рассчитываем. Власти Москвы и Московской области полностью остановили деятельность автобизнеса, все дилерские центры закрыты, продаж и сервиса нет. Как результат, и прибыли нет, за апрель – одни убытки. Компания успела создать резервы на зарплату сотрудникам и первоочередные платежи, но мы не ожидали такого долгого карантина. Отрасль оказалась совсем к этому не готова, пострадали все ее сегменты без исключения, в выгодной ситуации не оказался никто.
– Каков Ваш прогноз? Какой рассматриваете сценарий, по которому будет развиваться эта ситуация?
– Сценарий рассматриваем негативный, то есть существенное снижение спроса в течение года. Продажи новых автомобилей могут упасть и на 50%. На рынке автомобилей с пробегом, надеюсь, падение будет меньше – в пределах 20%. Общая выручка сервиса может снизиться на 20-30%, так как клиент начнет сильно экономить. При этом выручка кузовного направления может упасть меньше, но, возможно, и останется на прежнем уровне.
– Будете пересматривать стратегию?
– Стратегия осталась прежней – качественная и эффективная работа всех подразделений. Что касается развития, то эти планы, конечно, пересмотрели. Говорить о развитии в такой ситуации не приходится. Тем не менее занимаем, скорее, выжидательную позицию, для принятия решений нужно дождаться окончания карантина и посмотреть на потребительское настроение. Готовимся к оптимизации бюджетов, штата, поиску точек роста и повышения эффективности. Сейчас пересматриваются абсолютно все бюджеты в сторону уменьшения. Особенно трудно сокращать фонд заработной платы своим сотрудникам, но, к сожалению, это делать необходимо.
– В каком состоянии находятся склады?
– Проблемы затоваренности нет, поставщики скорректировали логистику, поэтому склад находится в нормальном состоянии.
– Импортеры пересмотрели условия консигнации или другие обязательства по действующим дилерским контрактам?
– Большинство импортеров и производителей, с которыми работаем, относятся с пониманием и адекватностью, идут навстречу, сдвигают сроки консигнаций и даже ускоренно выплачивают бонусы I квартала, за что им большое спасибо.
– Как Вы оцениваете перспективы онлайн-продаж в Вашей компании? Режим карантина не подтолкнул к развитию этого направления?
– Онлайн-продажи пробуем, но это единичные сделки. Массовый потребитель не готов к такой модели покупки. Возникает ряд нюансов и сложностей, и не обязательно связанных с IT-сферой. Например, усложнены процессы передачи автомобиля покупателю вне дилерского центра. Эвакуатор приехал, а покупатель: «Ой, а мне вот тут не нравится…». В итоге увозим машину обратно, и в общем пока овчинка выделки не стоит. Но главное – наш массовый покупатель сейчас не готов приобретать автомобиль, время сейчас не простое. Ждем окончания карантина.
– Происходящее сегодня на рынке указывает на возникновение каких-нибудь новых рисков, вызовов?
– Риски есть различные, включая закрытие производств или представительств, а также массовые увольнения во всей отрасли, лишение куска хлеба большого количества людей, всплеск потребительского экстремизма и усиления государственного регулирования в нашей отрасли. А насчет вызовов – вся эта ситуация не имеет прецедентов за всю историю автобизнеса в России, она уже является одним большим вызовом.
– И вместе с тем, возможно, Вы увидели для себя новые возможности?
– Сейчас главная возможность, она же цель – выйти из этой ситуации с наименьшими потерями. А дальше будем смотреть и думать про другие возможности.
Дмитрий Панов
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте