Из детракторов в промоутеры
Расчет индекса NPS стал стандартом для автомобильной отрасли. Он позволяет сегментировать клиентскую базу дилера и определить, кто из автовладельцев готов возвращаться к вам и рекомендовать вас своему окружению, а кто, напротив, по той или иной причине настроен враждебно. Последних – детракторов – многие дилеры, как правило, «вычеркивают» из своей базы, тогда как перевести их в разряд промоутеров, наладив контакт, не так уж сложно. Это подтверждает практика руководителей клиентских служб официальных дилеров, с которой знакомит Евгений Горянский
Все это делают – отслеживают уровень лояльности посредством индекса NPS, который делит клиентов компании на три категории: промоутеров, критиков (детракторов) и нейтралов. Старожилы автобизнеса в полной мере ощутили на себе силу
детракторов. Многие дилеры сознательно отнимали «в уме» этих самых критиков, как бы вычеркивая их из собственной клиентской базы – «ведь им все равно не угодишь». Более того, когда такие люди проходят опросы, то доставляют массу неудобств, понижая тот самый индекс NPS, за которым пристально следят дистрибьюторы и на основании которого выплачивают бонусы.
С одной стороны, это те еще ворчуны, среди которых встречаются не только люди, негодующие по объективным причинам – без ошибок в автобизнесе, к сожалению, не обойтись, – но и откровенные «вымогатели», хотя по всем метрикам, собранным мной с просторов авторитейла, таких едва ли наберется до 3% от всех клиентов, прошедших обслуживание у дилеров.
С другой стороны, несмотря на текущее положение дел на рынке в условиях дефицита, нацеленность дилеров на сохранение клиентов в рамках жизненного цикла стала необходимостью. И есть стойкое убеждение, что если настроить взаимоотношение с критиком, то не так уж сложно перевести его в промоутеры.
Но как же так? Только что клиент злился, понижал рейтинги компании, отговаривал знакомых обращаться к вам, а тут раз – и стал лояльным! С этим, на первый взгляд, парадоксальным опытом перевода клиента из одной категории в прямо противоположную с нами делятся руководители клиентских служб, чья работа в этом направлении носит системный характер. Деятельность таких сотрудников нацелена не только на урегулирование отношений с недовольными клиентами, но и на само предотвращение появления критиков, которые сводят на нет любой маркетинговый бюджет, заставляя тратить деньги на привлечение новых клиентов. Более того, прежде чем запрашивать мнения практиков, в ходе сотрудничества с их компаниями я лично убедился в том, что они реально нацелены на удержание и даже возвращение «сложных» клиентов.
Прямая речь
Наталья Резникова, заместитель генерального директора компании «Румос-Киа», (г.Тверь) (входит в ГК «Румос-Авто»)
Прошлый год был для автобизнеса непростым. Категорию нелояльных клиентов дилеров пополнили люди, которые остро реагируют на увеличение сроков поставок автомобилей, запасных частей и продолжительности ремонта. В связи с этим относительно 2020 года доля детракторов в нашей компании выросла на 3-4 п.п.
Задача авторитейлеров – оперативно подстраиваться под изменения рынка, то есть следить за показателями лояльности не только на обзвонах после покупки автомобиля и его обслуживания, оперативно менять бизнес-процессы и, конечно, переводить критиков в промоутеры.
Замерять уровень лояльности необходимо во всех «точках касания (атрибуции лояльности)» клиента и дилерского центра. Начать необходимо с первой – Интернета. Практически каждый клиент при выборе автомобиля или сервисного центра читает отзывы в Сети и обращает внимание на оценки пользователей.
Компания «Румос-Киа» ведет активную работу с увеличением количества реальных положительных отзывов и оценок, переводом негативных откликов в позитивное русло. Так, в сервисе «Яндекс. Карты» наша компания достигла рейтинга 4,8 и претендует на звание «Хорошее место» по итогам 2021 года.
Как перевести детрактора в промоутеры в Интернете? Мы действуем по такому принципу:
– постоянный мониторинг отзывов. Руководитель клиентской службы на постоянной основе мониторит отзывы в Google и «Яндексе» через личные кабинеты. По социальным сетям и остальным отзовикам настроено автоинформирование на почту. Используется агрегатор «Бачата.Авто» (эта единая платформа объединяет все каналы текстового трафика в одно диалоговое окно);
– ответ-благодарность на положительный отзыв;
– при отрицательном отзыве – разбор ситуации внутри дилерского центра, связь с клиентом, оперативное решение его вопроса и, как резюме, ответ руководителя на отзыв, опровержение (удаление) негативного отклика самим клиентом. Этот процесс контролируют руководители как клиентской службы, так и подразделения, отзыв по которому был опубликован. Показатель NPS отражается в KPI сотрудников, напрямую и косвенно влияющих на оценку клиентов: тех, которые общаются с клиентами, производят контроль качества выполненных работ, а также руководителей подразделений.
Вторая точка атрибуции лояльности – наши сотрудники. Работа в русле клиентоориентированности – одна из самых важных задач дилера в настоящее время. Сотрудник должен не просто предоставить услугу клиенту, но стать своего рода «семейным доктором», к которому будут обращаться с любой проблемой и которого будут рекомендовать знакомым.
Соотношение лояльных и нелояльных клиентов сервисного центра «Румос-Киа» за 2021 год выглядит следующим образом:
• промоутеры – 82%;
• критики – 8%;
• нейтралы – 10%.
Как мы взаимодействуем с критиками:
1. После получения негативной оценки происходит автоинформирование сотрудника, чья работа получила низкую оценку, и его непосредственного руководителя. Автоинформирование настроено рассылкой отчета из 1С (CRM) на ежедневной основе.
2. Руководитель и его подчиненный разбирают ситуацию и составляют план действий по переводу критика в промоутеры в соответствии с внутренним регламентом работы с претензиями. Каждая негативная оценка оформляется в 1С (CRM) документом, при обработке которого все действия сотрудников поэтапно расписываются и контролируются руководителем подразделения. Также все негативные обращения и результаты работы с клиентом публикуются в ежемесячном отчете руководителя клиентской службы.
3. Сотрудник связывается с клиентом, улаживает вопрос приглашением на сервис (работы по лояльности).
4. Сотрудник предоставляет обратную связь по ситуации с клиентом внесением данных в документ в 1С (CRM). В свою очередь, руководитель (при необходимости) корректирует бизнес-процесс.
И третья модель атрибуции лояльности – смотреть на дилерский центр и бизнес-процессы глазами клиента, мониторить обратную связь от него. Так, из опросов на ВОК-терминале после выдачи автомобиля «Румос-Киа» получает неожиданные, но превосходные идеи от клиентов. Например, один из покупателей заметил, что будет здорово, если в клиентской зоне станет доступен горячий шоколад. Мы выполнили это пожелание. Казалось бы, мелочь, но во время очередного визита клиент поймет, что его мнение действительно важно для нас! А для дилера такие изменения малозатратны.
Алия Ямгурова, руководитель единой клиентской службы ГК «Башавтоком» (г. Уфа)
На фоне пандемии автоиндустрия и потребители столкнулись с дефицитом автомобилей и ростом цен. Сложившаяся экономическая ситуация повлияла на стоимость как приобретения машины, так ее обслуживания. В связи с этим каждый клиент находится в зоне риска – может стать критиком (детратором) дилера. Автовладелец стал более требовательным к качеству обслуживания, поэтому очень важно уделять ему больше внимания и менять бизнес-процессы в компании, даже несмотря на то, что в результате могут возрасти расходы авторитейлера.
В конце 2020 года совет директоров ГК «Башавтоком» принял решение о корректировке бизнес-процессов в направлении качества обслуживания клиентов. В результате:
– увеличен на две единицы штат сотрудников в отделе единой клиентской службы группы компаний;
– изменен режим работы единой клиентской службы с пятидневной рабочей недели на ежедневный график;
– плановая проверка отзывов на интернет-ресурсах – четыре раза в день, предоставление оперативного ответа на отзыв;
– сокращен срок обработки зафиксированных обращений от клиентов с 72 до 48 часов;
– увеличен бюджет «бонусов лояльность» для урегулирования обращений клиентов.
Благодаря этим изменениям, анализируя индекс NPS за ноябрь 2020-го и 2021-го по ГК «Башавтоком», наблюдаем рост показателя на 5 п.п. и сокращение доли сегмента «Клиент-критик».
Уверена, для урегулирования обращения критика в авторитейле нет какой-либо общей рекомендации. Необходим исключительно индивидуальный подход как к самому клиенту, так и к вопросам, которые его волнуют.
Анастасия Верстова, менеджер по развитию отношений с клиентами дилерского центра BMW «Прайм Авто» (г. Магнитогорск) (входит в ГК «Сильвер»)
Мы используем стандартную метрику индекса NPS, которая позволяет нам сегментировать клиентов на три группы. Но такой детализации недостаточно для глубокого анализа и понимания причин появления детракторов. У клиентов каждого сегмента, помимо оценок, необходимо запрашивать подробную обратную связь и классифицировать ее по категориям его пожеланий.
Таким образом, у компании появляется понимание своих сильных и слабых сторон. Сильные стороны закрепляются и усовершенствуются. На основании анализа слабых сторон появляется понимание, что природа отклонений в работе кроется, как правило, в несовершенстве процессов либо в исполнительской дисциплине сотрудников. В отношении процессов принимается решение по их модернизации, а в отношении сотрудников применяются дисциплинарные меры, корректируется план обучения. Работа по анализу категорий должна быть системной, потому что во взаимодействии с клиентом всегда есть к чему стремиться. Удовлетворение его текущих потребностей не дает гарантии получения положительного опыта в будущем.
На примере разных отделов расскажу, как мы переводим критиков в промоутеры.
1. Отдел продаж. У клиента имелась договоренность о покупке BMW Х5 с конкретным консультантом отдела продаж. Два дня клиент приезжал к нам на оценку своего автомобиля по trade-in и для подачи заявки на оформление кредита. Пока банк рассматривал заявку, машина была продана. Предоплату клиент не вносил, договор также не заключал. Но на тот момент у нас был в наличии такой же автомобиль, но с доппакетом, соответственно, и стоимость была выше. Клиент же хотел приобрести машину на тех условиях, которые рассматривал ранее, то есть без «допов» и по более низкой цене. Как думаете, какую оценку нам поставил бы такой покупатель? Очевидно, он был потенциальным критиком. После долгих переговоров клиент забрал машину. Мы предложили ему выгодные условия покупки, с которыми он согласился. Все договоренности с клиентом были соблюдены, он приобрел новый автомобиль, как и хотел, после чего при опросе поставил наивысшие 10 баллов и оставил комментарий: «Все понравилось, спасибо, отличный салон».
2. Отдел сервиса. Клиент был обижен на мастера-консультанта: «Приезжал на ТО, говорил о том, что есть небольшой “сверчок” со стороны “торпеды”». Это замечание было отмечено в заказ-наряде. При выдаче машины клиенту сказали, что проблему решили. Через некоторое время «звук» снова появился, и автовладелец уже сам устранил проблему (подложил прокладку между двух деталей).
Только правильная и грамотная работа всего персонала дилерского центра превратила данного клиента в довольного: все замечания были устранены, и теперь автовладелец приезжает только к своему персональному консультанту сервиса, а при опросе всегда ставит 10 баллов, оставляет положительные отзывы. Превратить детракторов в промоутеров нам помогает длительное общение с ними. Также мы используем различные сертификаты и уникальные предложения при урегулировании сложных ситуаций.
Фокусируясь на работе с критиками, не стоит забывать и о промоутерах, иначе можно нарваться на обратную конверсию: из промоутеров в критики. Это четко осознают те дилеры, которые постоянно держат руку на пульсе бизнеса, чтобы поддерживать лояльность клиентов промоутеров.
Ольга Осипова, руководитель клиентской службы дилерского центра Volkswagen «АвтоСфера» (г. Тамбов) (входит в автомобильную группу «Глобус»)
Как показывает опыт моей работы в компании с 2017 года, борьба за расположение клиента, завоевание его лояльности и увеличение срока, в течение которого автовладелец останется экономически лоялен компании, готов рекомендовать сервис своим друзьям и знакомым, возможны только при развитии позитивной эмоциональной лояльности.
Большое значение имеет то, как организация относится к людям – клиентам и сотрудникам. Автовладельцам важно чувствовать, что компания заботится о них, слушает их, разделяет их точку зрения. Поэтому следует не оставлять каждое мнение без внимания, пусть это даже не всегда объективная оценка работы сервиса. С каждым клиентом, посетившим сервис, устанавливается обратная связь не только посредством телефонного звонка, но и личного опроса во время визита: о впечатлениях, эмоциональном состоянии, опыте взаимодействия с подразделением, насколько он удовлетворен качеством обслуживания.
В случае возникновения спорных ситуаций особенно важно предложить быстрое и компетентное решение проблемы. При этом необходимо правильно выстроить диалог. Каждое обращение мы используем как шанс. В составе рабочей группы выясняются обстоятельства возникновения претензии, проводится анализ информации, полученной от клиента, принимается совместное решение, разрабатывается мероприятие, направленное на максимально полное удовлетворение клиента. Детракторы, получившие негативный опыт общения с компанией, как правило, имеют высокие ожидания и индивидуальное видение ситуации. Успешное изменение эмоционального восприятия, завоевание лояльности к марке зависят от реакции на обращение. Здесь поможет индивидуальное и дружелюбное обслуживание, строгое соблюдение всех договоренностей, оперативное и компетентное информирование, командные действия по четко разработанному плану.
Как показывает внутренняя статистика, с начала 2021 года из 2 528 опрошенных нами клиентов сервиса и отдела продаж рекомендовать дилерский центр готовы 96%. С каждым годом увеличивается доля повторных покупок автомобилей: с 2016-го по 2021-й выросла с 4 до 13%, плановый показатель на 2022 год – не ниже 14%.
Несмотря на такой результат, компания каждый день работает над высокой удовлетворенностью эмоциональной лояльности клиентов.
Подводя итог, казалось бы, очевидных действий со стороны сотрудников клиентских служб, я подготовил для вас несколько выводов:
1. Как только возникает сигнал, намек на недовольство клиента, тут же стоит оповестить руководителей подразделений дилерского центра. Совместными усилиями, обмениваясь опытом, можно в разы быстрее наладить взаимоотношения с изначально недовольным клиентом, а любое затягивание решения лишь увеличивает шансы получить критика.
2. Критикам надо уделять большее времени, с ними надо общаться. Возможно, первая коммуникация окажется безрезультатной, однако со второго-третьего раза «развернуть» критиков возможно.
3. К каждому критику придется подбирать по-настоящему персональный подход, копить который точно стоит в архиве решений, способных помочь хотя бы нейтрализовать недовольства других клиентов в будущем.
4. Об историях перевода из критиков в промоутеры надо сообщать – можно оставить «след» на интернет-ресурсах, когда клиент в начале высказывался негативно, а потом так же публично сменил свою точку зрения, либо удалил свой негативный отзыв.
5. Фокусируя свое внимание на клиентах-критиках, не стоит забывать о важности поддержки людей, чьи оценки остались за рамками 0-6 баллов.
6. Учитывая специфику автобизнеса и вероятность допущения ошибок, у сотрудников должен быть быстрый способ уладить возникшие неурядицы с клиентами через недорогой «sorry-подарок».
7. Степень и формы проявления реакции на обращения критиков требуют постоянного поддержания формы коммуникативных навыков – явно стоит заняться их тренировкой.
8. Традиционно для репрезентативной выборки системных ошибок недовольства критиков стоит классифицировать и устранять. Как видно из историй участников рынка, в автобизнесе явно настало время модернизации бизнес-процессов.
9. Не стоит путать потребительских «экстремистов» с просто недовольными клиентами, пусть даже и не всегда по объективным причинам.
10. Автомобильные холдинги и монобрендовые дилерские предприятия объединяет стратегическая работа над сохранением клиентов на всю жизнь.
Как бы нам ни внушали, что «жалоба – это подарок», ничего приятного в общении с недовольными клиентами нет. Однако те выводы, которые мы можем сделать вместе с клиентами, оставшимися нами недовольными в прошлом, но теперь рекомендующими нас – настоящая бизнес-школа, проходить которую нам придется изо дня в день. И помните, чем быстрее решается проблема клиента, тем быстрее она забывается.
Желаю вам довольных клиентов, а значит непрерывной работы над ошибками!
Список рекомендованной литературы:
– Фред Райхельд «Искренняя лояльность»;
– Карл Сьюэлл «Клиенты на всю жизнь»;
– Игорь Манн «Возвращенцы»;
– Джон Шоул «Лояльный клиент. Как превратить разгневанного покупателя в счастливого за 60 секунд»;
– Клаус Меллер «Жалоба как подарок»;
– Игорь Манн, Евгений Горянский, Дмитрий Турусин «Клиентоориентированность без бюджета» (в двух томах).
- 0
- 17355
Другие рецепты:
- 22 февраля 2023
- Для движения бизнеса
- 19 июля 2022
- Загадочный ENPS
- 24 мая 2017
- Балльные танцы
- 21 апреля 2017
- 10 из 10: как использовать индекс NPS на 100%
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте