Олег Барабанов: «Нельзя усидеть на двух стульях»

Олег Барабанов не давал интервью уже восемь лет. За это время он пережил банкротство своего автохолдинга РРТ, затем успешно вернулся на авторынок с брендом ОАК-РРТ и стал советником председателя правления банка «Санкт-Петербург». В интервью «Новому проспекту» бизнесмен рассказал, почему ушел из банка, зачем провел ребрендинг автохолдинга, который снова называется РРТ, и как планирует развивать его дальше.


Олег, вы больше трех лет работали в банке «Санкт-Петербург». Почему приняли решение уйти?

С августа 2017 года по декабрь 2020 года я занимал должность советника председателя правления банка, курировал корпоративный бизнес. Не думаю, что это долго, но сделали мы за это время много. У нас с Александром Савельевым (глава банка «Санкт-Петербург». — Прим. НП) было соглашение, что я прихожу на три года для достижения конкретных целей. В частности, это реорганизация блока корпоративного бизнеса в банке, увеличение кредитного портфеля, наставничество над заместителем главы правления по корпоративному бизнесу. За три года все цели выполнены. Мы поменяли структуру банка: вместо 12 филиалов с 12 вице-президентами получили четыре отраслевых департамента (торговля, тяжелая промышленность и госсектор, строительство, промышленность и транспорт). Мы полностью перестроили работу филиалов Москвы и Калининграда, открыли филиал в Новосибирске, представительства в Ростове-на-Дону и Краснодаре.

По факту за эти три года мы сократили количество персонала с 500 человек (на конец 2017 года) до 200 (в 2020 году). При этом кредитный портфель крупного и среднего бизнеса вырос со 180 млрд рублей в 2017 году до 320 млрд рублей на конец 2020 года. Прибыль, соответственно, увеличилась с 1,5 млрд до 6 млрд рублей в 2020 году.

Ну и главное: после моего ухода на крупном корпоративном бизнесе остался молодой толковый зампред Вячеслав Ермолин, вместе с которым мы делали все изменения в банке эти 3,5 года. Он сильно вырос за это время. Мы смогли создать и перестроить коллектив, расставить приоритеты. Все сели в одну лодку и стали работать на один результат. Я считаю это большой победой. Финансовый результат банка за 2019-2020 годы явное тому подтверждение. За прошлый год чистая прибыль банка увеличилась на 103,7%, до 11,7 млрд рублей, а выручка составила 39,4 млрд рублей, что на 34,3% больше, чем годом ранее.

Это, конечно, уникальный опыт. Но поскольку все задачи были выполнены, я принял решение вернуться в свой бизнес. Он тоже три года не стоял на месте: выручка с 11,5 млрд рублей (без НДС) в 2017 году выросла до 24 млрд рублей в 2020 году. Открылись новые центры и новые направления, например «РРТ-Автомаркет». Все это требует дальнейшего развития.

Плюс открылся новый большой проект строительства жилья в Великом Новгороде. Сейчас мы сдаем первые 18 тыс. кв.м, это 300 квартир. Дальше планируем построить еще 300 тыс. кв.м жилья. Всего инвестиции в проект составят 12 млрд рублей. По факту мы строим новый микрорайон города.

В общем, всем этим надо внимательно заниматься. На двух стульях не усидеть, я четко это понимаю. Приходится выбирать, иначе будут ошибки либо там, либо там. А я так не люблю и не хочу, так что уход из банка — это взвешенное решение.

Банк кредитовал дилерский бизнес. Среди ваших клиентов, в частности, были компании «Ральф-Кар» и «Феникс». Обе они ушли с рынка, обанкротившись, и эти вопросы курировали вы. Вам тоже приходилось проходить эту процедуру. Поделитесь ощущениями?

Действительно, как эксперт в автобизнесе, всех кредитующихся клиентов-дилеров курировал я. В конце 2017 года и в 2018 году мы много потратили времени, чтобы не допустить банкротства «Ральфа» и «Феникса». Для людей, попавших в трудную ситуацию, крайне важно научиться верить и слышать, когда тебе хотят помочь, и главное — говорить правду до конца. Это могут не все. В этом случае пришлось продать активы, банк вернул свои кредиты, собственники остались со своими личными активами, без уголовных дел, субсидиарной ответственности. Считаю, не самый плохой исход в такой ситуации.

Были и другие проекты в финансировании автобизнеса, «Мега-Авто», например. С помощью банка компания в период пандемии смогла распродать значимое количество своих активов в четырех городах и погасить довольно большой кредит. Теперь это устойчивый бизнес в Петербурге.

«Аларм-Моторс» — тоже суперпроект. За четыре дня банк принял решение и выдал кредит на поставку машин скорой помощи для Ленобласти. И это в тот момент, когда все дилерские центры были закрыты из-за пандемии, да и в банке почти все были на удаленке.

В случае банкротства РРТ мы договорились со всеми, кто хотел договорится, и выполнили все условия, на которых договорились. На это ушло семь лет — с начала 2013 по конец 2020 года. Кто решил уйти в юридическую, состязательную плоскость, получили то, что получили. Все решения судов мы исполнили. Много это или мало — это решение суда. Надо просто отчетливо понимать: если ты послушал юристов и решил действовать через суд, а не путем переговоров и мировых соглашений, эмоции надо выключить. К сожалению, в России это не все понимают. Есть представление, что можно поиграться в суде, а потом вернуться к эмоциональным переговорам и передоговориться.

На сегодня РРТ, наверное, единственная компания в РФ, которая ушла в банкротство, имея выручку под $1 млрд на момент подачи исков, и вышла из него с той же выручкой в 30 млрд рублей (с НДС) в 2020 году. Только в долларах это теперь гораздо меньше. И не надо видеть в банкротстве сплошной негатив. Основная его суть — это оздоровление. Это ключевое слово. Многие, читая закон о банкротстве, просто его не замечают. Конечно, у нас было семь лет очень напряженной работы всего коллектива РРТ, и я всем сотрудникам очень благодарен за этот подвиг. По-другому не назовешь.

А если предложат поработать в каком-нибудь другом банке, пойдете?

Это зависит от задач и сроков. Есть люди, которые работают ради процесса, а я люблю работать ради проекта, когда есть конкретные цели и добиваешься конкретных результатов. Если предложение будет интересным, то почему бы и нет.

Сейчас ваша доля в компании принадлежит вашему давнему партнеру Андрею Ивойлову. Это формальность? Будете ее возвращать?

На время работы в банке я решил продать долю Андрею. Сейчас я выкупаю ее обратно. Я уже сказал, что нельзя сидеть на двух стульях. Так поступают многие владельцы бизнеса: либо продают свои доли, либо передают их в доверительное управление. Андрей останется работать в компании — он член совета директоров и отвечает за стратегию развития автохолдинга: новые бренды, новые города, новые дилерские центры…

Как сейчас устроен автохолдинг?

Мы не являемся вертикально интегрированной компанией. У нас есть совет директоров, и каждый директор отвечает за свое направление: это управление по принципу agile (от английского «проворный». — Прим. НП), когда никто никому не подчиняется, на каждую задачу формируется кросс-функциональная команда. Это единственная форма нормального быстрого развития компании.

ОАК-РРТ за последние годы провела несколько крупных сделок: сначала по продаже активов казахстанской компании «Бипэк Азия Авто», затем по покупке активов у «Мега-Авто». Расскажите, какая у вас стратегия развития на ближайшие годы?

Мы и дальше будем оптимизировать портфель брендов и регионы присутствия. Стратегия простая, мы ее озвучивали неоднократно: компания должна зарабатывать прибыль. Доля рынка не имеет значения. Наш лозунг: «Вам шашечки или ехать?» Доля — это понты акционеров. Последние два года мы активно развиваем продажу автомобилей с пробегом, видим там большой потенциал. Поэтому сейчас лучшие топы РРТ занимаются двумя проектами: «РРТ-Автомаркет» и «РРТ-Аукцион». Ближайшие пять лет зону роста мы видим там.

Своего рода целью для себя я вижу 2022 год — это год 30-летия РРТ. Хочу выйти на выручку 40 млрд рублей и чистую прибыль 1 млрд рублей по итогам 2022 года. Сейчас нет проблемы получить бренд в портфель. Многие рассматриваем.

С какими результатами ОАК-РРТ закончила 2020 год? Какие прогнозы на 2021 год?

Мы вышли на 23,7 млрд рублей выручки с чистой прибылью 630 млн рублей. В 2021 году планируем сделать 33 млрд рублей выручки и не менее 800 млн рублей чистой прибыли.

Когда вы вернулись в автобизнес после банкротства, то назвали свою компанию «Объединенная автомобильная корпорация». Затем к ней добавилась приставка в виде аббревиатуры названия вашей прежней компании — РРТ. Планируете вернуться к своему первому бренду? Не пугает ли вас, что он может ассоциироваться с историей банкротства?

Да, за этот год мы вернем бренд РРТ на свое прежние место. Ведь символика РРТ никуда не уходила, даже логотип ОАК-РРТ — это модифицированный логотип РРТ. Для кого-то решение вернуть бренд было спорным, но жизнь показала, что это решение на наши финансовые показатели если и повлияло, то только положительно. Более того, мы договорились с производителями, сейчас по графику ведем ребрендинг. Ассоциация не пугает. Это наша история, а ее не надо бояться, надо просто делать выводы и идти дальше. За четыре года с 2016 года под брендом ОАК-РРТ мы доказали клиентам качество нашей работы.

Вы вышли на рынок машин с пробегом. Можете рассказать о его перспективах?

Этот рынок будет становиться все более официальным и все более прозрачным. И по мере этого все больше игроков будут выходить на него. В первую очередь выиграет от этого клиент. Надо просто понимать: рынок новых машин составляет 1,4 млн в год, а рынок автомобилей с пробегом — 5,5 млн. И только около 15% проходит через официальных дилеров. Когда смотришь на эти цифры, становится понятно, куда пойдет тренд.

Почему на авторынке не появляется последнее время новых игроков?

Автобизнес — очень дорогой бизнес с точки зрения входа, при этом его рентабельность очень невысока. Поэтому желающих зайти в него с нуля нет.

Кого из ваших коллег по автобизнесу вы считаете наиболее удачливыми и почему?

«Автомир», «Ключавто», ТТС, «Автодом», «Авилон», «Аларм-Моторс» — всех не перечислишь. У каждого свои плюсы, но есть один общий: во всех этих компаниях акционеры глубоко погружены в процессы своих компаний. Там сильные менеджеры, но все равно это компании акционерного управления.


В дайджесте размещен фрагмент интервью, опубликованного в издании «Новый проспект» 8 февраля 2021 года.

Автор: Александра Конфисахор

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

8 февраля 2021
  • Комментарии 0
  • Посещений 4463

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте