Игорь Овсянников: «Желающих купить не стало меньше»

Осень на российском автомобильном рынке – время традиционного оживления спроса. Не исключено, многие автопроизводители захотят воспользоваться этим и хотя бы отчасти наверстать потери первого полугодия. Однако кризис диктует свои условия, доходы населения сокращаются, сбережения тают, уверенности в том, что стандартные рецепты и сценарии помогут, нет. О ситуации на рынке, стратегиях поведения в условиях кризиса и возможностях сохранения ценовой привлекательности автомобилей порталу MotorPage.ru рассказал генеральный директор Geely в России Игорь Овсянников.


Люди растеряны?

Это отдельная проблема. Вывод на российский рынок большого количества новых моделей в целом ряде сегментов привёл к настолько широкому выбору, что люди перестали понимать, что именно они хотят купить. Основная масса потребителей на сегодняшний день ориентируется, в первую очередь, на цену. Если мы говорим о нижнем и среднем ценовых сегментах рынка, автомобили в целом технологически похожи. Ярких эксклюзивов, которые мы можем вспомнить в 70-х, 80-х, 90-х гг., сегодня уже нет. Уже неважно, японский или корейский это автомобиль. Если не обращать внимания на лейбл, простому обывателю бывает трудно отличить одну машину от другой. И что же остается? Только цена!

Каков, с Вашей точки зрения, потенциал российского рынка?

Люди по-прежнему хотят купить автомобиль. Рынок России – это 140 млн. населения. Система общественного транспорта далека от совершенства. Многие населённые пункты в России отрезаны от внешнего мира. Если у тебя нет автомобиля, то куда-то добраться – целая проблема. А ведь детей надо возить в школу, больных – в медицинские учреждения и т.д. Потенциал рынка (даже без учета крупных городов) огромен. Мы действительно можем рассчитывать на 3-3,2 млн. проданных автомобилей в год. Но чтобы достичь таких показателей, нужен существенный скачок в экономике и средних доходах населения. Кризис помешал реализовать этот потенциал.

В последние годы у нас даже наметилась тенденция к сокращению срока эксплуатации автомобиля первым владельцем. Раньше люди покупали их в среднем на 10 лет. Сейчас порядка 17% меняют автомобиль уже через 3 года. Это, в первую очередь, связано с затратами на постгарантийное обслуживание. Сейчас средний срок гарантии на легковой транспорт в России – 3-4 года. Т.е. человек использует автомобиль в течение этого периода, а дальше старается его продать. Наверное, в 2015, 2016, а возможно и в 2017 годах средний срок эксплуатации легкового транспорта первым владельцем вновь увеличится. Просто потому, что новый будет многим «не по карману».

Но готов ли российский потребитель продолжать обслуживание автомобиля на авторизированном сервисном центре? Многие люди, может, и не хотели бы экономить на сервисном обслуживании, но в силу экономических причин вынуждены так делать. В результате вырастет спрос на услуги неофициальных сервисных центров и неоригинальные запчасти. Если мы и дальше будем наблюдать кризис в экономике, я думаю, население начнет сильно экономить деньги, люди будут пытаться восстановить автомобиль минимальными средствами, так как для 60-70% населения он является реальной необходимостью. Люди привыкли и уже не представляют свою жизнь без автомобиля.

А как долго, с вашей точки зрения, продлится кризис?

Уже два года мы наблюдаем падение продаж. В марте этого года на конференции «Автостата» все обсуждали вопрос: «Что есть дно?». Многие говорили: «Дно будет в мае». Сегодня мы видим, что реальное дно ещё никто не «нащупал».

Я не думаю, что продажи в России упадут ниже уровня в 100 тыс. автомобилей в месяц. Вопрос в другом: когда действительно начнётся восстановление? Здесь очень много факторов, но по сути, пока не стабилизируется курс российского рубля, рынок будет лихорадить.

Может возникнуть всплеск спроса, как в декабре прошлого года, но это опять будет локальный пик, когда люди понесут к дилерам свои последние сбережения. Вот только декабрь 2014 года, который был рекордным за последние пару лет по объему продаж автомобилей, как раз и взял на себя основную массу накопленных населением денежных средств. Доля граждан, которые ещё имеют свободные деньги на приобретение автомобилей, сократилась в несколько раз, как мне кажется. Поэтому сейчас ожидать рекордов продаж уже бессмысленно.

Что мешает автопроизводителям эффективно противодействовать влиянию кризиса, сдерживать рост цен и т.д.?

Уровень локализации всё еще остаётся очень низким. И речь даже не о локализации производства самих автокомпонентов. Практически 90% оборудования для производства автомобилей не производится на территории Российской Федерации. На мой взгляд, это куда более серьёзная проблема, чем производство самого легкового транспорта. Производственные мощности становятся все дороже, а это в свою очередь сказывается на конечной стоимости автомобиля.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на интернет-портале MotorPage.ru 16 сентября 2015 года.

Автор: Дмитрий Европин

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

17 сентября 2015
  • Комментарии 0
  • Посещений 4655

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте