В господдержке автопрома появился эксклав

Правительство подготовило изменения, которые обеспечат доступ к промсубсидиям в автопроме концернам, заключившим специнвестконтракт (СПИК). Ряд традиционно российских игроков требуют дифференциации субсидий в зависимости от обязательств по локализации. Но все едины в возмущении сохранением доступа к компенсациям калининградского «Автотора», работающего в режиме отверточной сборки без СПИК. Участники рынка говорят о рисках приостановки на этом фоне инвестиций других концернов. По данным «Ъ», «Автотор» все-таки подпишет СПИК, но на очень мягких условиях с сохранением определенных объемов отверточной сборки.


«Ъ» ознакомился с поправками к законодательству, определяющими новый порядок доступа к промсубсидиям, компенсирующим утильсбор российским автозаводам. Документ, который Минпромторг 22 марта направил в правительство, с 1 июля закрывает доступ к субсидиям для концернов, у которых истекли соглашения о промсборке. До сих пор у компаний, работавших в режиме промсборки на 1 января 2015 года, такой доступ был, но теперь оговорка исключается. Одновременно вводится положение, обеспечивающее доступ к промсубсидиям держателям СПИК. По данным «Ъ», документ согласован и анализируется в аппарате правительства.

В 2018 году у автоконцернов начали истекать соглашения о промсборке, Минпромторг предложил на замену инструмент СПИК. В декабре вице-премьер Дмитрий Козак анонсировал, что СПИК в автопроме станет гарантией доступа к промсубсидиям, без которых производство в РФ нерентабельно.

В АвтоВАЗе в целом поддерживают инициативу правительства ограничить число претендентов на промсубсидии, но предлагают дифференцировать их в зависимости от локализации с учетом инвестиций, добавленной стоимости, новых рабочих мест. По данным «Ъ», такой подход разделяют и другие традиционно российские игроки.

В то же время резко отрицательную реакцию в отрасли вызвало сохранение доступа к промсубсидиям для резидентов ОЭЗ в Калининградской области. Фактически подразумевается «Автотор», в основном занимающийся отверточной сборкой. В АвтоВАЗе отмечают, что сохранение специальных условий для резидентов ОЭЗ фактически означает, что правительство готово субсидировать тех, кто не вкладывает в технологии и не достиг даже минимального уровня локализации, «но при этом расположены в определенном субъекте РФ». В концерне предупреждают, что на этом фоне инвестиции в новые технологии в других регионах могут прекратиться, отверточная сборка в Калининграде будет выгоднее, чем производство с высокими переделами в Набережных Челнах, Тольятти или Нижнем Новгороде, добавляет источник «Ъ» в отрасли. Другой собеседник «Ъ» считает, что калининградский завод должен на общих основаниях подписать СПИК и взять обязательства по локализации, иначе «будет подорвана целостность индустриальной политики в автопроме».

Источник «Ъ» в промышленном блоке правительства утверждает, что закрытие с 1 июля возможности получения компенсации утильсбора без СПИК для резидентов ОЭЗ Калининградской области обсуждается. «Автотор» уже подал заявку на СПИК: как писал «Ъ» 26 декабря, Дмитрий Козак считал целесообразным заключение контракта при условии выполнения сварки и окраски по всем моделям. Но теперь, как следует из протокола совещания у вице-премьера от 26 февраля, условия смягчились: «Автотор» лишь обязан ограничить объем отверточной сборки уровнем на дату заключения СПИК.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №56 от 01.04.2019

Автор: Ольга Никитина

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

1 апреля 2019
  • Комментарии 0
  • Посещений 4271

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте