Такси прощается с Toyota

На фоне закрытия завода японской Toyota в России рынок теряет одну из ключевых локальных моделей — Camry. Сейчас в РФ почти не осталось запасов немассовых седанов. Хотя такие автомобили значительно уступают сегменту кроссоверов (SUV) по объемам продаж, аналитики отмечают потребность в замене Camry в том числе в такси. Ряд из них полагает, что китайские марки выйдут в сегмент D в ближайшее время. Другие собеседники «Ъ» отмечают, что успех Toyota с позиционированием повторить будет сложно: пока это удалось только Kia c моделью K5. Судьба завода Toyota еще менее определенная: на рынке избыток мощностей и дефицит проектов.


Закрытие завода Toyota на фоне проблем с поставками, о чем «Ъ» написал 23 сентября и которое позднее концерн официально подтвердил, может грозить России потерей ключевых для ее рынка моделей. «После шести месяцев простоя компания не видит реалистичной возможности для возобновления производства в будущем», — говорится в заявлении Toyota.

Завод «Тойота Мотор» в Шушарах (Петербург) — одно из первых собственных производств иностранных автоконцернов в РФ: ранее запустился только Ford во Всеволожске (Ленобласть, перестал выпускать автомобили в 2019 году). При этом если американский концерн с 2002 года выпускал модели сегментов С (Focus) и D (Mondeo), то Toyota сделала ставку на сегменты D (Camry) и SUV (RAV4), несмотря на популярность модели Corolla (сегмент C). В итоге сегмент C в России стал сокращаться, и уже в 2014 году Corolla, как и Focus, покинула топ-25 наиболее продаваемых моделей авторынка. В последние годы Camry и RAV4 оставались популярными на рынке.

Camry «за счет удачного позиционирования» по сравнению с той же Mondeo даже в ограниченном по емкости сегменте D стала генерировать неплохие объемы, отмечает автомобильный эксперт Владимир Беспалов. Он отмечает, что машина активно поставлялась в том числе в такси. Теперь вместе с закрытием завода Toyota в Шушарах и на фоне продолжающейся приостановки поставок автомобилей в РФ рынок теряет эту ключевую модель сегмента D.

В последние годы схожие объемы продаж были у Kia Optima/K5, но определенности по поставкам здесь также нет. Фактически сейчас российский авторынок не может предложить выбор покупателям седанов: китайские автоконцерны, продолжающие поставки и выпуск в РФ, предлагают только машины SUV-сегмента. Владимир Беспалов полагает, что фокус на сегмент D на российском рынке вряд ли будет делать кто-то из имеющихся или новых китайских брендов. «Все-таки это не растущий сегмент внедорожников и не массовый сегмент B, — говорит господин Беспалов. — Несмотря на более высокую по сравнению с массовыми автомобилями маржинальность, для обеспечения экономики такого проекта необходимы определенные объемы. Не факт, что кто-либо сможет здесь правильно позиционировать модель и активно развиваться».


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №177/П от 26.09.2022

Автор: Ольга Никитина

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

26 сентября 2022
  • Комментарии 0
  • Посещений 791

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте