Полицейский разворот «автогражданки»

Реформа «автогражданки» должна была повысить выплаты гражданам и упростить их получение. В обмен страховщики получили возможность исправить ситуацию с убыточностью по ОСАГО. Однако водители не смогли пока оценить в полной мере обещанные улучшения, в связи с чем ЦБ предпринял беспрецедентный шаг: ограничил лицензию у крупнейшего игрока рынка ОСАГО — компании «Росгосстрах».


В конце мая руководство ЦБ встретилось с представителями крупнейших автостраховых компаний. По данным источника «Денег», присутствовавшего на встрече, зампред ЦБ Владимир Чистюхин заявил, что даже после того, как в апреле были повышены тарифы ОСАГО, ситуация с продажами полисов не изменилась. Компании продолжают навязывать допуслуги, обнулять скидки и создавать искусственный дефицит полисов. Между тем нормализация продаж обязательных страховок была одним из условий роста тарифов ОСАГО для страховщиков.

В итоге на прошлой неделе ЦБ принял беспрецедентные меры — ограничил действие лицензии на заключение договоров ОСАГО компании «Росгосстрах», одного из крупнейших профильных игроков (контролирует более трети рынка --18 млн договоров в 2014 году). «Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров ОСАГО и внесение изменений в действующие договоры, влекущих увеличение обязательств», — говорится в сообщении на сайте регулятора. Решение принято в связи с неисполнением страховщиком предписаний Банка России по поводу некорректного расчета коэффициента бонус-малус (система скидок и надбавок) при продаже полисов.


Новые проблемы

12 апреля второй раз за последние полгода повысился базовый тариф ОСАГО. Полис подорожал на 40-60%. А с учетом октябрьского повышения тарифов на 25-35% цена «автогражданки» для многих автовладельцев выросла вдвое по сравнению с прошлым годом.

Страховщики давно боролись за либерализацию базового тарифа в 1 980 руб., который не менялся 11 лет. В апреле базовая ставка для водителей легковых автомобилей составила 3,4-4,1 тыс. руб. в рамках границ тарифного коридора, установленного ЦБ. В итоге с учетом коэффициентов средняя цена ОСАГО для легковых машин поднялась до 5,3-6,4 тыс. руб. в Волгограде, 7,4-8,8 тыс. руб. в Санкт-Петербурге и 8,2-9,9 тыс. руб. в Москве.

В результате реформы ОСАГО выросли выплаты гражданам. В октябре прошлого года лимит выплат «по железу» увеличился со 120 тыс. до 400 тыс. руб. А в апреле был повышен лимит выплат за ущерб здоровью и жизни потерпевших при ДТП — со 160 тыс. до 500 тыс. руб. Страховым компаниям было необходимо урегулировать ситуацию с убыточностью ОСАГО, и им удалось это сделать еще в конце прошлого года.

В первом квартале 2015 года, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), объем собранной премии по ОСАГО увеличился почти на треть по сравнению с аналогичным периодом 2014 года — до 36,7 млрд руб. При этом средняя премия выросла на 29%, а значит, при первом же повышении тарифов Центробанком страховые компании установили свои тарифы по максимуму тарифного коридора. В «Согазе», где сборы по ОСАГО выросли в первом квартале этого года почти на 70%, в частности, отмечают, что принимали решение работать по верхней границе тарифного коридора, ориентируясь на прогнозы убыточности регионов, а таких регионов оказалось подавляющее большинство.

По данным «РЕСО-Гарантии», стабильно убыточными сейчас остаются города Волгоград, Липецк, Воронеж, Челябинск, Йошкар-Ола, Оренбург, Архангельск. «С 1 апреля были пересмотрены региональные коэффициенты, что позволило несколько сгладить различия в убыточности между городами», — отмечает управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств группы «Ренессанс Страхование» Сергей Демидов.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ Деньги» №21 от 01.06.2015

Автор: Мария Глушенкова

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

2 июня 2015
  • Комментарии 0
  • Посещений 1874

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте