Инфраструктура обогнала электромобили

Год назад российские власти занялись развитием инфраструктуры для электромобилей. С тех пор число быстрых электрозарядных станций (ЭЗС) в стране выросло на треть. Но инвесторы в зарядную инфраструктуру жалуются на высокую стоимость присоединения к электросетям и подчеркивают, что теперь развитие рынка тормозит не отсутствие зарядок, а слишком маленький парк самих по себе электромобилей.


В прошлом году правительство РФ запустило программу субсидирования установки зарядных станций для электромобилей и ввело субсидии на покупку таких машин. Подход был одобрен еще до начала военных действий на Украине и ухода из страны иностранных автоконцернов, в рамках зеленой повестки: в 2021 году была принята концепция развития электротранспорта, согласно которой к 2030 году он должен был занять 15% рынка.

Между тем парк электромобилей в РФ на 2023 год составил скромные 20,7 тыс. машин, следует из данных «Автостата». В Минэкономики приводят цифру чуть выше — более 24 тыс. машин, причем указывая, что их количество увеличилось на 42% только за 2022 год. Число зарядок, включая «домашние», составляет 7,5 тыс., но публичных — меньшинство.

Зарядки бывают «медленные» и «быстрые» (заряжают батарею в течение часа). В Green Drive отмечают, что в России сейчас более 1,2 тыс. «быстрых» ЭЗС и темпы роста рынка заметно опережают те, что наблюдаются по электромобилям.

Создание ЭЗС должно на шаг опережать появление машин, поскольку покупатель принимает решение о покупке электромобиля, только если четко понимает, где он будет заряжаться, поясняет директор департамента стратегических сделок «РусГидро» (в управлении 167 ЭЗС) Дмитрий Беляев. Текущей зарядной инфраструктуры в России уже достаточно для существующего парка электромобилей, уточняет управляющий директор PUNKT E Константин Алябьев.

Международное энергетическое агентство в своих отчетах о рынке электромобилей и ЭЗС подтверждает, что развертывание сети станций зарядки может предшествовать росту продаж таких машин. Если учитывать и «домашние» зарядки, то в России на одну ЭЗС приходится менее трех электромобилей, что соответствует общемировой практике — например, ситуации в Норвегии в начале 2010-х годов. В Китае, который лидирует в сегменте, соотношение достаточно стабильно держится на уровне менее десяти электромобилей на станцию. Но тот факт, что российская статистика учитывает и «розетки», не позволяет с уверенностью говорить, что количества станций уже достаточно.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №40 от 10.03.2023

Авторы: Ольга Никитина, Полина Смертина, Диана Галиева

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

10 марта 2023
  • Комментарии 0
  • Посещений 748

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте