Экс-глава МТС о трудностях зарядки автомобилей
Бывший глава МТС и экс-президент АФК «Система» Андрей Дубовсков год назад основал компанию Green Drive. Она занимается строительством сети заправочных станции для электромобилей и машин на газомоторном топливе, но пока терпит убытки. Андрей Дубовсков рассказал «Ъ», выйдет ли бизнес в прибыль и поможет ли отрасли господдержка.
Вы основали Green Drive в 2021 году, когда зеленая повестка широко обсуждалась в РФ. Корректируете ли вы свои планы с учетом текущей ситуации?
Ситуация стратегически не изменилась. Снижение зависимости человечества от невосполняемых ресурсов — не хайп, а естественный ход развития событий. Для России правильный путь в энергопереходе текущего этапа — постепенный отказ от жидких углеводородов в пользу газообразных. Использование компримированного природного газа (КПГ) и сжиженного природного газа (СПГ) представляется очевидным как с точки зрения декарбонизации, так и с экономической точки зрения. Этой темой мы как раз и занимаемся — в частности, развиваем инфраструктуру для транспорта на КПГ, СПГ и электрозарядных станций (ЭЗС). Иные «энергетики» также в прицеле: электричество пост-литий-ионной фазы, биогаз, солнечная энергетика, водород.
Чего удалось достичь?
Как сотрудник крупной корпорации я не имел собственных бизнесов, а в «свободном плавании» провел еще совсем немного времени. Тем не менее за год мы построили десять КПГ-станций в Ростовской, Курской и Нижегородской областях, приступили к строительству СПГ-станций, строим первый малотоннажный СПГ-завод в Ростовской области. Все, конечно, только на отечественном оборудовании. По инфраструктуре для электромобилей: у нас 22 быстрых ЭЗС в европейской части страны — так, нами полностью покрыта трасса М4. Нацелены на 50 позиций до конца года.
Сколько денег вы уже вложили?
Около 2 млрд руб., в том числе в неупомянутые, но комплементарные направления. Это собственные средства акционеров — мои и моих миноритарных партнеров, а также банковские кредиты и реинвестирование полученных государственных субсидий.
Судя по отчетности, ваш бизнес по ЭЗС убыточен.
Безусловно. Не только у меня — у всех операторов ЭЗС в стране. Сейчас в России менее 20 тыс. электромобилей, из которых две трети сосредоточены на Дальнем Востоке. Бизнес по ЭЗС станет прибыльным, когда в стране будет хотя бы 150 тыс. электромобилей. Когда это произойдет? Я не знаю. Бизнес — это отчасти вера. Я верю в то, что делаю правильные инвестиции.
Что с загрузкой уже действующих ЭЗС?
Она растет каждый месяц. Недавно прошли рубеж 500 МВт•ч с наших станций.
В июне стартовала программа поддержки строительства ЭЗС. Как вы ее оцениваете?
Программа свежая. Не без недостатков. В первую очередь, непонятно, зачем нужны критерии по локациям. Сейчас, к примеру, на трассе я могу поставить ЭЗС на АЗС, потому что там есть туалет и кафе. И могу претендовать на субсидию. Но не могу на нее претендовать, если поставлю ЭЗС у торгового центра на той же трассе или в национальном парке с развитой инфраструктурой. В чем смысл?
В дайджесте размещен фрагмент интервью, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №167/П от 12.09.2022
Автор: Полина Смертина
Полный текст вы можете прочитать на сайте издания- 0
- 1597
Новости по теме:
- 19 апреля 2024
- «Росатом» подключился к розетке
- 18 апреля 2024
- Электричкам дадут заправиться
- 22 февраля 2024
- Белый дом меняет зарядку
- 29 января 2024
- Темпы установки электрозаправок вырастут вдвое
- 29 ноября 2023
- «БорисХоф» инвестирует в зарядную инфраструктуру
- 20 апреля 2023
- Зарядные станции растут как грибы
- 10 марта 2023
- Инфраструктура обогнала электромобили
- 10 марта 2023
- «Единое приложение – мечта любого разработчика»
- 2 февраля 2023
- Электромобилям предложили потолок цен на топливо
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте