Дело пахнет перегаром

Минпромторг, выяснил «Ъ», до конца года планирует разработать «концепцию внедрения в массовое потребление» алкозамков (блокируют зажигание при выявлении алкоголя в выдохе) и «простимулирует» автопроизводителей устанавливать приборы в машины, сходящие с конвейера. Ранее установку приборов поддерживала ГИБДД, к тому же с 2022 года все транспортные средства, произведенные на территории Евросоюза, должны быть оборудованы такими запорами. Эксперты указывают, что инициатива неизбежно приведет к росту стоимости автомобилей, поскольку цены на алкозамки составляют от 25 до 120 тыс. руб. К тому же, предупреждают оппоненты, велика вероятность ошибочного срабатывания системы блокировки.


«Ъ» ознакомился с протоколом совещания в Минпромторге по вопросам оснащения транспортных средств алкозамками — приборами блокировки зажигания. До 1 октября будет разработана концепция «внедрения в массовое потребление алкозамков для транспортных средств», включая «обеспечение сервиса автомобилей с алкозамками». До 31 декабря будет «проработан вопрос» «о стимулировании массового внедрения алкозамков в серийные модели». Автопроизводители получат дополнительные баллы (в рамках действующей системы по оценке локализации производства) за установку алкозамков российского производства. ФГУП НАМИ проверит влияние устройств на безопасность транспортных средств: должны быть, в частности, исключены ситуации, когда алкозамок блокирует двигатель на ходу. Будут подготовлены стандарты, содержащие требования и методы испытаний алкозамков, правила их установки. В перспективе устройства получат статус «средств измерений» (по аналогии с алкометрами и дорожными камерами), что означает проведение регулярных поверок приборов. В Минпромторге на запрос «Ъ» не ответили.

Алкозамки (alcohol interlock) начали применять в Швеции еще в конце 1990-х годов. Сегодня устройства используются во многих странах для контроля граждан, ранее попадавшихся на пьяном вождении, либо для контроля водителей, перевозящих пассажиров. В Австралии провинившиеся автовладельцы ставят их за свой счет и обязаны проводить ежемесячную поверку — это обходится примерно в $2,2 тыс. в год. В Литве с 1 января 2020 года можно сократить срок лишения прав, согласившись на установку алкозамка. С 2022 года все новые транспортные средства, произведенные на территории Евросоюза, должны быть оборудованы алкозамками.

В России идея обсуждается уже не первый год. В 2010 году подобные устройства ставились на школьные автобусы в Татарстане и Ивановской области, но дальше пилотного проекта дело не пошло. Госавтоинспекция поддерживала установку приборов. В 2013 году «Справедливая Россия» предлагала обязать водителей, уличенных в пьяном вождении, ставить за свой счет алкозамки, но законопроект отклонили. Похожие поправки несколько раз анонсировала Мосгордума, но приняты они не были. В 2015 году ставить алкозамки предлагал министр «открытого правительства» Михаил Абызов.

На совещание в Минпромторге, следует из протокола, были приглашены представители НПФ «Мета» (производитель оборудования для ТО, алкотестеров), НПП ИТЭЛМА (поставщик запчастей для автозаводов), «Омега» (разработчик информационных систем), НИИМА «Прогресс» (производитель микроэлектроники). Готовый алкозамок стоимостью 79 тыс. руб. есть только у «Меты». На запрос «Ъ» в компании не ответили. Цены на алкозамки производителей варьируются от 25 до 120 тыс. руб.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №133 от 29.07.2020

Автор: Иван Буранов

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

29 июля 2020
  • Комментарии 0
  • Посещений 3539

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте