Автопром выедет за границу мимо бюджета

Как выяснил «Ъ», поправки к Налоговому кодексу избавили автоконцерны от сложного выбора при экспорте между обнулением НДС и акцизов или нулевыми пошлинами. Теперь обе льготы доступны одновременно. По подсчетам экспертов, если бы механизм действовал в 2016 году, участники рынка могли сэкономить около 12 млрд руб. Но мера может негативно сказаться на российских поставщиках комплектующих.


По итогам принятых в ноябре поправок к Налоговому кодексу российские автоконцерны-экспортеры фактически получили новые льготы, рассказал «Ъ» источник на рынке и подтвердили в Российском экспортном центре (РЭЦ). Раньше производителей должны были выбирать: либо обнуление НДС и акциза при поставках за рубеж, либо освобождение от таможенных пошлин и налогов на ввозимые импортные компоненты под экспорт. Теперь экспортеры могут пользоваться обеими льготами. Глава РЭЦ Петр Фрадков рассказал «Ъ», что с инициативой по изменению правил в центр обратились производители, обновленный механизм станет «серьезным вкладом в развитие экспорта».

Продвижение автоэкспорта стало одной из приоритетных задачей государства в рамках поддержки российского авторынка на фоне его резкого падения (в 2015 году — на 36%, до 1,6 млн машин, в 2014 году — на 10%, до 2,5 млн машин). После девальвации рубля в конце 2015 года правительство заявило, что необходимо этим пользоваться, наращивая экспорт. Так, в 2016 году глава Минпромторга Денис Мантуров отмечал, что к 2020 году экспорт должен занимать четверть от производства автомобилей (в начале 2016 года составлял 7,7%), но эксперты полагали: с учетом нынешних экспортных объемов и планов концернов это почти невозможно.

По данным РЭЦ, за январь-сентябрь экспорт автомобилей вырос на 26%, до 75 тыс. машин. Наибольший рост — по легковым машинам, а большая часть поставок пришлась на СНГ (59%) и страны Восточной Европы (29%), говорят в РЭЦ. При этом впервые за 15 лет были поставки в страны Залива (Renault поставила туда более 2,6 тыс. собранных в РФ Duster). АвтоВАЗ за три квартала нарастил экспорт на 61,6%, до 18,2 тыс. машин, «Соллерс» в этом году намерен увеличить поставки за рубеж на 5%, до 7 тыс. автомобилей. У КамАЗа экспорт упал за январь-сентябрь на 8%, до 3,05 тыс. грузовиков (за год концерн планировал поставить за рубеж около 5,6 тыс. машин).


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №225 от 04.12.2017

Автор: Яна Циноева

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

4 декабря 2017
  • Комментарии 0
  • Посещений 5314

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте