Автопром поддержат по-матерински

В план поддержки падающего российского авторынка, обсуждавшийся на совещании у Дмитрия Медведева, вошли не только традиционные меры господдержки, такие как скидки при утилизации старой машины, но и неожиданные предложения. Например, чиновники должны проработать вопрос использования материнского капитала на покупку автомобилей и возобновления программы льготного автокредитования. Но участники отрасли считают, что эти меры вряд ли будут реализованы: эффективность вложений материнского капитала в автомобили неочевидна, а против возобновления льготного автокредитования упорно выступает Минпромторг.


Вчера правительство опубликовало поручения премьера Дмитрия Медведева по итогам прошедшего 2 декабря совещания о мерах поддержки автопрома. Многие из них давно прорабатываются: например, Минфин должен предусмотреть выделение 12,9 млрд руб. на продление госпрограммы обновления автопарка в 2014–2015 годах. Кроме того, профильным министерствам поручено проработать возможность замены транспортного налога на экологический, ограничения сроков эксплуатации коммерческого транспорта и национального режима госзакупок машин.

Но среди поручений были и новые идеи, например возможность использования материнского капитала на покупку автомобиля. Источники «Ъ» в отрасли говорят, что идею высказывали производители легковых автомобилей еще в прошлом году, но «всерьез ее никто не воспринял». «Сейчас к ней вернулись, пытаясь задействовать любые источники господдержки, но особых перспектив ее реализации не видно», — считает собеседник «Ъ». Программа материнского капитала существует с 2007 года, в 2014 году размер выплаты в ее рамках составил 430 тыс. руб. В бюджете на 2015 год на финансирование программы заложено более 340 млрд руб. Но вчера вице-премьер Ольга Голодец уже заявила, что над предложением автопроизводителей нужно «серьезно подумать». Она подчеркнула, что 97% семей в России используют материнский капитал именно для приобретения жилья, а «автомобиль — дело преходящее, это вложение, которое теряет в стоимости». Впрочем, глава Объединения автопроизводителей России (ОАР) Игорь Коровкин уверен, что идея «резонная», поскольку на жилье «такой суммы очевидно не хватит». Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» считает, что предложение «не самое удачное», и сомневается, что оно будет реализовано: даже если покупку разрешат, средства в основном будут тратиться на жилье.

Еще одной мерой поддержки рынка, к которой неожиданно вернулось правительство, стала возможность возобновления программы льготного автокредитования. Минпромторг, Минэкономики и Минфин должны отчитаться о целесообразности возвращения этой меры до 5 февраля 2015 года. Предыдущая программа действовала в 2013 году, в ее рамках можно было купить легковой автомобиль или LCV не дороже 750 тыс. руб. и первоначальном взносе не менее 15%. Государство субсидировало банку, выдающему автокредит, часть процентной ставки (2/3 ставки рефинансирования ЦБ, составляющей 8,25%). В рамках программы было продано около 490 тыс. машин, на финансирование кредитов в 2013–2016 годах заложено около 8 млрд руб. Источники «Ъ» в автопроме подчеркивают, что возобновление программы «настойчиво лоббируют дилеры и банки, которым программа принесла основную выгоду». «Для автопроизводителей куда более эффективна утилизация», — говорит один из собеседников «Ъ».


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на сайте газеты «Коммерсантъ» от 11.12.2014

Авторы: Яна Циноева, Егор Попов, Анастасия Мануйлова

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

11 декабря 2014
  • Комментарии 0
  • Посещений 3535

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте