Автоконцерны покатились под горку

Российский автопром на фоне коронавируса переживает, возможно, самый серьезный кризис в своей новейшей истории — более глубокий, чем в 2008-2009 годах. Авторынок, который так и не смог полностью восстановиться даже после того кризиса, по прогнозам аналитиков, достигнет уровня 2019 года в лучшем случае в 2023 году. Хотя государство предпринимает попытки помочь восстановлению спроса, поддержка сравнительно невелика и неравномерно распределена даже между локализованными игроками. В итоге некоторые иностранные концерны могут быть вынуждены свернуть производство в РФ.


Ассоциация европейского бизнеса, подводя итоги автопродаж в РФ в первый месяц полноценных ограничений, назвала его «черным апрелем»: впервые за историю российского автопрома продажи легковых и легких коммерческих автомобилей упали сразу на 72,4%.

Спрос во втором квартале существенно снизится из-за закрытия дилерских центров на карантин и режима самоизоляции граждан, говорят в Kia. Хотя теоретически автомобили можно было продавать онлайн, на крупнейшем авторынке РФ — Москве и области — дилерам эта опция была недоступна. Ситуацию осложнило как закрытие автосервисов (сейчас уже открыты), где машины проходили предпродажную подготовку, так и ограничение мобильности из-за ввода цифровых пропусков, говорят дилеры.

Происходящее не похоже на проблемы, возникавшие на российском авторынке раньше, отмечают в Kia: «Мы не сталкивались с полной остановкой работы более двух третей дилеров». Инфляция, в отличие от 2008 года, остается на низком уровне, но сжатие рынка неизбежно на фоне перераспределения покупательских приоритетов из-за падения доходов населения, отмечают в концерне.

Этот кризис похож на предыдущие только частично — из-за падения курса нефти и курсовой волатильности рубля, соглашаются в Nissan, основная же сложность сейчас — ограничения из-за эпидемии. Чтобы апрельское падение не повторилось в ближайшие месяцы, нужно разрешить работу дилерских центров с соблюдением мер по охране здоровья, отмечают в Volkswagen.

От прогнозов автоконцерны стараются воздерживаться. Собеседник «Ъ» в одной из иностранных компаний считает, что при постепенном восстановлении цен на нефть спрос на автомобили может вернуться на уровень 2019 года в III квартале (после падения на 50-60% во II квартале). На АвтоВАЗе считают, что в этом году рынок «покажет значительную негативную динамику по сравнению с 2019 годом, с очень низким объемом продаж в апреле-мае и возможным началом небольшого восстановления с июня».

В Volkswagen отмечают, что во время предыдущих кризисов восстановление занимало до двух-трех лет, причем отнюдь не было гарантировано (например, рынок РФ так и не достиг уровня 2012 года). Дмитрий Бабанский из SBS Consulting полагает, что к уровню 2019 года спрос может вернуться в 2023 году «в умеренном сценарии». Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» ожидает падения на 20% в этом году, не рискуя оценивать скорость восстановления. Он также обращает внимание, что после кризиса 2014-2015 годов господдержка стала постоянным фактором влияния на рынок, искажая реальную картину спроса.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №88 от 21.05.2020

Автор: Ольга Никитина

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

21 мая 2020
  • Комментарии 0
  • Посещений 72722

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте