Андрей Ольховский о том, что ждет наш авторынок

Решение большинства европейских автопроизводителей о приостановке производства и поставок в Россию привело к росту стоимости новых машин до 20% уже в марте. Уменьшение объемов импорта также вызвало рост цен на запчасти. Запаса комплектующих у дилеров хватит на один-два месяца, но и их стоимость уже к концу марта может увеличиться на 15-20%.


Главным изменением в потребительском поведении россиян в новых условиях стало сокращение времени выбора автомобиля. Клиенты быстрее принимают решения о покупке машины из наличия, не откладывая сделки. При дальнейшем сохранении санкционного давления спрос будет снижаться пропорционально объему трудностей на финансовых рынках.

Покупка автомобиля для многих потребителей теперь перестает входить в число приоритетных задач. При этом турбулентность в меньшей степени повлияла на спрос в сегменте новых машин премиум-класса. Для некоторых потребителей покупка автомобиля становится попыткой сохранить средства. Но и здесь спрос вряд ли будет расти, поскольку стоимость автомобилей премиум-сегмента теперь прямо зависит от динамики курса евро, который продолжает расти к рублю.

Однако сравнивать текущую ситуацию с тем состоянием, в котором находился российский авторынок в 1998 году во время дефолта, неуместно. Во-первых, рынок с того момента кардинально изменился, стал более «зрелым», а все участники придерживаются установленных правил игры. Во-вторых, число представленных на российском рынке автопроизводителей увеличилось по сравнению с концом 1990-х годов. В массовом сегменте появились новые игроки в лице китайских автоконцернов, чья доля на российском авторынке в перспективе может составить до 15%. При этом финансовые «американские горки» в этом году могут быть еще более захватывающими, чем в конце 1990-х годов.

Влияние на развитие российского авторынка будут оказывать три отдельных независимых тренда. Существенное влияние на цену автомобилей окажут колебание курсов валют и доступность доллара и евро в виде банкнот. Новые скачки курсов, происходящие из-за внешнеполитических процессов, приведут к очередному увеличению цен на российском авторынке. Не меньшее влияние окажут ограничения на поставки иностранных автомобилей и сложности логистики. На сегодняшний день официальные дилеры смогли сформировать резерв автомобилей и запчастей, который в ближайшие несколько месяцев позволит удовлетворить клиентский спрос. Последний фактор — ключевая ставка Банка России и, как следствие, стоимость денег и финансовых продуктов: автокредитов и лизинга, ведь по итогам 2021 года объем автокредитования в России достиг 1 трлн руб.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на сайте газеты «Коммерсантъ» 11.03.2022

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

11 марта 2022
  • Комментарии 0
  • Посещений 1403

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте