Йорг Шрайбер: «Экспорт – это не решение проблем»

О перспективах экспорта из России, постоянно меняющемся законодательстве и возникающих из-за этого проблемах в интервью «Газете.Ru» рассказал председатель комитета автопроизводителей АЕБ и глава Mazda Motor Rus Йорг Шрайбер.


Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер уже 12 лет занимает пост главы Mazda Motor Rus. Вместе с российскими автомобилистами он пережил несколько кризисов, запуск и продление режима промсборки, санкции и внедрение специальных инвестиционных контрактов (СПИК). В 2016 году, когда рубль еще не стабилизировался, а прогнозы по рынку были неопределенными, Mazda стала первой в России компанией, которая рискнула подписать предложенный Минпромторгом СПИК и инвестировать в производство двигателей и выпуск новых моделей во Владивостоке. Летом Mazda начинает российские продажи обновленного компактного кроссовера CX-5, а осенью — нового большого кроссовера CX-9.

Когда мы увидим первые результаты от заключения СПИК и новых инвестиций?

Сначала должно пройти определенное время. На заводе во Владивостоке мы будем выпускать двигатели и планируем расширить модельный ряд. Когда это будет, я пока точно ответить не готов. Но это точно будет, и довольно скоро.

Оказался ли СПИК выгоден, ведь многие критикуют этот инструмент?

Когда вопрос доходит до инвестиций, никто не раскроет всех подробностей. Это соглашение между российским правительством и компанией, и что там написано, никто не расскажет. Но мы в этот инструмент верим, хотя требования довольно жесткие. После прекращения действия соглашения о промышленной сборке (2018–2019 годы. — «Газета.Ru») у автопроизводителей будут три возможных варианта того, как работать дальше. Первый — работать вовсе без каких-либо инструментов. Второй — работать при помощи схожих с промсборкой инструментов, которые пока только обещают разработать в Министерстве экономического развития. И последний — этот самый СПИК. Мы в Mazda не верим в продление режима промсборки. Поэтому у нас был выбор — или ничего, или другой инструмент. Правительство, как и мы, заинтересовано в том, чтобы привлекать новые инвестиции на долгосрочной основе. Возможность планирования сейчас крайне важна. И поэтому мы решили подписать СПИК и продолжить инвестировать.

Но есть автопроизводители, которые уже вложили в Россию миллиарды евро, построили заводы, вышли на высокий уровень локализации. Инвестировать еще, чтобы подписать специнвестконтракт, они не хотят или просто не видят в этом смысла. Как быть с ними?

Когда автокомпании подписывали соглашения о промсборке, всем было понятно, что Россия вступит во Всемирную торговую организацию (ВТО). И они знали, что промсборка в своем виде не будет работать вечно. Я не знаю, к какому сейчас решению придут в правительстве, но пока чаще звучат слова о том, что требования, которые были согласованы при вступлении ВТО, нужно уважать.

Эта неопределенность, пока между собой разбираются Минпромторг (выступают за СПИК) и Минэкономразвития (обещают продлить промсборку), как она отражается на поведении автопроизводителей и на нас, потребителях? Придерживаются новые модели, не опускаются цены на автомобили?

Каким бы ни было решение, из-за него автомобили дешеветь не будут. Тут намного более важную роль играют валютные курсы. Причем важно не только отношение рубля к евро и доллару. В нашем случае с Mazda это еще и корреляция с японской иеной, многие этого просто не понимают. Что касается инвестиционных программ, они дают эффект только через два-четыре года. Поэтому если вы хотите купить новый автомобиль, то ждать не стоит.

Оптимально принимать решение о покупке автомобиля за год. Если долго думать, у вас вообще никогда не будет машины — все будет постоянно меняться.

Сейчас автопроизводители ждут появления доработанной стратегии развития автопрома. Что в ней обязательно должно быть прописано и сложно ли сейчас строить планы в России?

При разработке таких документов важны преемственность и сохранение смысла уже принятых ранее решений. Ключевые направления не должны постоянно меняться на 180 градусов. Иначе самому правительству будет сложно выйти на им же поставленные цели. Мы должны думать о новых инструментах, программах. Их нужно раскручивать, объяснять, как они работают, потому что люди иногда даже не знают, что могут ими воспользоваться.

Не надо каждый год придумывать что-то типа «Платона» или ГЛОНАСС. Резких изменений в законодательстве, налогообложении быть не должно, для того чтобы сохранить уже сделанные инвестиции, чтобы заводы не закрывались — у нас такой плохой пример уже есть.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на интернет-портале Gazeta.ru 10 мая 2017 года.

Автор: Алина Распопова

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте