Что ждет российский авторынок после пандемии

Российский авторынок прежде не сталкивался с таким кризисом. В апреле 2020 года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в стране упали сразу на 72,4%. В Комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) заявили, что «“черный апрель” нанес сильнейший удар по ликвидности дилеров, а в среднесрочной перспективе — даже по их устойчивости». Некоторым такой спад действительно грозит сворачиванием бизнеса, а изменения в структуре рынка вполне могут дать толчок для полной перестройки отрасли.


Уйти и не вернуться

Еще в январе аналитики и участники рынка прогнозировали, что объем продаж новых автомобилей в России по итогам года упадет до 1,5-1,6 млн единиц (в 2019 году, по данным АЕБ, было продано 1,76 млн машин). Предполагалось, что даже такое снижение приведет к сокращению общего числа дилеров в стране. Эпидемия COVID-19 и введенный в связи с этим режим ограничений усугубили ситуацию — по прогнозам консалтингового агентства PricewaterhouseCoopers авторынок России в этом году упадет на 29,8%, до 1,14 млн единиц.

«Эти 500-600 тысяч автомобилей, которых недосчитаются дилеры, могут и уже теперь однозначно будут стоить жизни не одному десятку дилеров. Я бы прогнозировал что уже к началу следующего года останется менее 3 000 дилеров в России», — считает директор компании Gruzdev-analyze Александр Груздев. На 1 мая этого года, согласно данным Russian Automotive Market Research, в России насчитывается 3 333 центра продаж новых легковых автомобилей.

Улучшить положение дилерских предприятий и российского автопрома могут государственные программы по стимулированию спроса, считает генеральный директор холдинга «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий. «Необходимы мощные программы поддержки по trade-in, по кредитам, причем с более широким охватом аудитории, чем у программ “Первый автомобиль” и “Семейный автомобиль”», — рассказал Роман Слуцкий. По его словам, напрямую от государства в этом году будет зависеть продажа около 150 тыс. новых машин.

В правительстве РФ уже заявили о готовности выделить 25 млрд рублей на поддержку автопрома. Из этих средств на субсидирование кредитования будет направлено 7 млрд рублей, причем программу льготного автокредитования решили распространить на медицинских работников и на семьи с одним и более несовершеннолетними детьми.

Но несмотря на господдержку, кто-то уже сейчас подумывает о закрытии автоцентров. «Лучше закрыться сейчас, пережить кризис, а потом через пару лет купить еще что-то», — считает директор по развитию «Аксель Групп» Игорь Седов. Но будет ли шанс открыться спустя время, неизвестно, поскольку производители сегодня слабо заинтересованы в расширении дилерских сетей и сами переживают непростые времена.

«Те, кто закроются в этом году, вероятно, уже не откроются никогда, и на замену им никого искать не будут, потому что дилеров в стране хватает», — рассказал аналитик авторынка JATO Dynamics Сергей Баранов. Он отметил, что в дальнейшем российский авторитейл ждет консолидация, так как мелкие дилеры «не имеют возможности выживать в трудных условиях».


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на интернет-портале DP.ru 31 мая 2020 года.

Автор: Виктория Бабаева

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

1 июня 2020
  • Комментарии 0
  • Посещений 37810

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте