Западные санкции способны уничтожить индустрию цивилизованного сервисного обслуживания в России, и только отраслевые сообщества способны этому противостоять, уверена председатель Региональной ассоциации станций технического обслуживания (РАСТО) Ольга Селезнева. Она рассказывает о том, с какими рисками уже столкнулись независимые СТО и каковы способы сохранения их бизнеса и доступа к технологиям


– Массовый уход ведущих зарубежных производителей автокомпонентов и оборудования несет в себе чудовищную угрозу. Рынок лишится не только запчастей и расходников, как считают многие. Дело обстоит серьезнее: мы уже начали терять доступ к технологиям, из-за чего рискуем не преодолеть кадровый голод, больно бьющий по бизнесу СТО.

Годами мы учились работать с современными автомобилями, боролись с контрафактом, тренировали персонал и выстраивали бизнес-процессы под мировых поставщиков оборудования, запчастей, расходных материалов и программных продуктов.

Теперь, кажется, многое придется создавать с «нуля». Но беда в том, что строить новое придется без привычных партнеров, их поддержки, последних технологий, инфраструктуры и передового опыта на фоне кислотных условий сокращения доходов населения, санкций и дефицита.


– Но как же параллельный импорт, разве он не поможет?

– Часть критически важных компонентов, оборудования и расходников, скорее всего, поступит в страну. Но их перечень будет неполным, отчего соблюдать технологии станет сложнее, ведь выпадение любого звена автоматически ведет к нарушению предписанных автопроизводителем рекомендаций.

Да, надеюсь, дефицит автокомпонентов мы частично преодолеем, но произойдет это за счет усложнения логистических цепочек. К тому же серые схемы точно отнимут у автомастерских поддержку производителей и гарантию, а комплексные решения перестанут быть таковыми. Эти факторы несомненно повысят издержки в нашем бизнесе.

Главный вопрос – кто и как уже через полгода-год будет работать с ввозимым оборудованием и автокомпонентами. Представительств производителей больше нет, а в независимом сегменте, кроме них, некому обучать персонал.


– Видимо, системе государственного образования придется мобилизоваться?
– Учитывая богатый опыт РАСТО по сотрудничеству с колледжами, я бы не делала на это ставку. К сожалению, большинство программ подготовки устарели еще в конце 90-х. Детей учат на примере автомобилей 70-80 годов. Во многих учебных заведениях просто нет специалистов, владеющих актуальными навыками ремонта и обслуживания современных автомобилей. И это не удивительно.

К примеру, за два года в ТЦ «Волин», где я являюсь руководителем, стенд сход-развала претерпевал трижды изменения в конструкции измерения угла установки колес на более современные бесконтактные способы – настолько стремительно развиваются технологии в автомобилестроении. За год через экспресс-диагностику угла установки колес в ТЦ «Волин» проходит больше 60 тысяч машин. Ни один колледж не в состоянии так часто обновлять оборудование и быстро нарабатывать опыт обслуживания разных марок и моделей автомобилей.

Чудес не бывает, научить работать могут только производители оборудования, запчастей и расходников, либо практикующий мастер, который и сам черпает первичные знания у производителей.


– Логично ли в этом случае рассчитывать на импортозамещение? Отечественные производители могли бы делиться технологиями, как с сервисным сообществом, так и с системой государственного образования.

– Поделиться можно лишь тем, чем владеете сами. На Западе культура и технологии авторемонта развивались больше ста лет, притом в условиях жесточайшей конкуренции. На создание комплексных решений для автосервиса внутри России уйдут годы. Ведь недостаточно просто сделать хороший продукт, нужна технологическая карта по работе с ним, обучение персонала, обратная связь и техническая поддержка.

Объясню на примере детейлинга, где каждая операция строго описана производителем автохимии. Четко рассчитано время и порядок нанесения составов, есть параметры очистки и температуры воды, применение разного вида тряпок и губок также регламентировано. Зато при соблюдении технологии результат гарантированный и стабильный. В России пока еще нет таких производителей, занимающихся автохимией как наукой. Есть неплохие автомобильные шампуни, полироли и воски, но не всегда понятна их применяемость и совместимость. Прописанные регламенты и инструкции требуют доработок. В такой ситуации все придется делать методом проб и ошибок.

Скажем, с кузовным ремонтом ситуация еще более сложная, тут стабильность и совместимость материалов имеет огромное значение, а зависимость от импортной продукции почти стопроцентная. Стоит ли говорить о восстановлении топливной аппаратуры, ремонте двигателей и коробок? В данном случае техпроцессы и рекомендации производителей играют важнейшую роль. Замечу, что функция производителя автокомпонентов в автоэкспертизе очень важна. При его участии мы узнаем истинную причину конфликта сторон: либо это производственный брак детали или агрегата, либо выявлен брак при установке. В первом или втором случае производитель заинтересован произвести работу над ошибками с СТО и сохранить лояльность к автовладельцу. В случае с параллельным импортом такой механизм отсутствует.


– Каким видит выход из сложившейся ситуации РАСТО?

– Мы готовы выступить аккумулятором кадрового потенциала и сосредоточить самые передовые технологии в сфере автомобильного ремонта. Да, Россия столкнулась с очень серьезными вызовами, многого лишившись. Но Ассоциация осталась и продолжает работу, являясь на сегодня важнейшим партнером ведущих производителей автокомпонентов и оборудования для технического обслуживания и авторемонта.

Задолго до сложившегося кризиса ассоциация совместно с производителями автозапчастей и оборудования начали развивать собственную систему подготовки кадров. Мы составили актуальные требования к автомеханику, разработали краткосрочную программу подготовки специалистов, успешно протестировали ее на базе ведущих технических колледжей Московской области. В ближайшее время мы откроем собственный учебно-выставочный центр технологий и компетенций, аналогов которому нет в нашей стране.

На базе центра заработает и первый студенческий инкубатор, где студенты колледжей и техникумов Московской области будут проходить производственную часть обучения в стенах нового корпуса студенческий автосервис.


На чем базируются образовательные программы и что позволит им оставаться актуальными?

– Мы создавали самые современные учебные модули совместно с ведущими мировыми производителями автокомпонентов и оборудования, более 20 партнеров передали Ассоциации свои знания. Они еще долго будут оставаться актуальными, делая РАСТО одним из ведущих провайдеров технологий авторемонта в стране.

Конечно, мы будем обновлять информацию, в том числе за счет участия в международных форумах и поиска новых иностранных партнеров при возможности поддержки существующих профессиональных контактов.

Думаю, что в скором времени нам предстоит работа и с отечественными производителями в рамках импортозамещения.


– В чем конкретно может состоять работа с отечественными производителями?
– Для начала мы планируем создать пул работающих предприятий, производящих автокомпоненты, сервисное оборудование, инструмент, масла, автохимию и технические жидкости.

Авторынку остро необходима «перекличка» российских производств. Нам предстоит знакомиться с ними, выводить на площадки форумов РАСТО.

В дальнейшем на материально-технической базе станций участников ассоциации мы сможем тестировать продукцию для импортозамещения, давать обратную связь и свои рекомендации. Необходимо отметить, что опыт эффективного управления автобизнесом у некоторых членов ассоциации – более 27 лет. За эти годы сформирована новая плеяда руководителей СТО, которые обладают экспертными знаниями в области авторемонта и современными требованиями к экономике и управлению автобизнесом.

В более отдаленной перспективе мы бы могли совместно тестировать новые продукты и создавать технологические карты, запустить федеральную систему техподдержки.


Вы рассчитываете только на свои силы или в чем-то может помочь государство?
– В сложившейся ситуации помощь государства очень важна. Но и ассоциация может быть полезна стране, так как в состоянии говорить с представителями власти от имени сервисного сообщества, формулируя четкие, обоснованные предложения.

Мы уже планируем обратиться с просьбой о временном снижении налоговой нагрузки для независимых автомастерских. Ряд регионов временно снизили фискальное бремя для части отраслей промышленности, мы же попробуем добиться послаблений для независимых СТО.

Также необходимо проработать вопросы о расширении мер поддержки работодателей, которые осуществляют подготовку молодых кадров в отрасли, об облегчении подключения к газу и электричеству для сервисных станций, которые готовы расширяться и заниматься инвестициями в это непростое время.


– Вопрос нелегального сервиса будет рассмотрен?

– Да, он тоже прорабатывается, так как сложная ситуация в экономике обострила эту проблему до предела — нелегальный, «гаражный» сегмент растет как на дрожжах.

И дело не только в нечестной конкуренции по отношению к нам или отсутствии налоговых поступлений в казну. Мы заботимся об общей безопасности граждан. Опасаюсь, что из-за «нелегалов» мы столкнемся с серьезным ростом аварийности на дорогах, ведь они ремонтируют машины буквально в подворотнях, применяя запчасти сомнительного качества!


– Получается, что у рынка сервисного обслуживания неплохие перспективы?

– Я бы не стала рисовать картину розовой краской, поскольку ситуация действительно тяжелая. Двадцать лет мы боролись с фальсификатом, строили цивилизованный рынок и сервис, повышали гарантийные обязательства перед клиентами, инвестировали в сотрудников и оборудование, нам удалось выйти на международный уровень технического обслуживания, благодаря взаимовыгодному сотрудничеству производителей автокомпонентов и оборудования и станций технического обслуживания, цивилизованных автомастерских, легальных предпринимателей.

Сегодня несертифицированные запчасти продаются на бесплатных сайтах и маркетплейсах, наши клиенты экстремально экономят, отправляясь к гаражным мастерам.

В преодолении трудностей нам поможет огромный коллективный опыт участников ассоциации. Надеюсь, здравый смысл должен разрешить эту непростую ситуацию лучшим образом. Это не первый кризис, который мы преодолели.

Мы сможем выстоять за счет качества работ, владения технологиями, эффективного ведения дел, поддержки своих участников и партнеров. Именно поэтому у членов РАСТО гораздо больше шансов на успех, чем у тех, кто все еще работает в одиночку.

19 июля 2022
  • Комментарии 0
  • Посещения 533

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте