Денис Петрунин: «Кризис – это всегда прекрасная возможность для оптимизации»
Российский автомобильный рынок в 2019 году показал отрицательную динамику, и ожидалось, что в 2020 году его снижение продолжится. Но вряд ли кто был готов к столь драматичным весенним событиям, приведшим к падению рубля и обвалу рынка из-за ограничения работы автосалонов в стране. Более того, как полагают многие эксперты, возникшая ситуация сильно повлияла на модель взаимодействия клиента с автодилером, в связи с чем рынок ждут в краткосрочной перспективе значительные перемены. Своим мнением о ситуации в отрасли делится генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин
– Как вы оцениваете кризисную ситуацию, возникшую сегодня на автомобильном рынке из-за ослабления рубля и коронавируса?
– Эта ситуация уникальная. В 2019 году автомобильный рынок показал отрицательную динамику, и в 2020 году ожидалось его небольшое снижение. Но пришедшая в Россию пандемия и последовавшая за ней приостановка работы дилерских центров в отдельных регионах страны привели, фактически, к обвалу рынка. Но специфика этого кризиса больше в другом. Ранее, когда в России падал спрос, – вспомним кризисы 2008-го и 2014-го годов, – автопроизводители продолжали поставки автомобилей на склады дилеров, что приводило к затовариванию. Сейчас кризис, можно сказать, остановил глобальное производство, поэтому склады не оказывают давление на дилеров. В нынешней ситуации это можно отнести к «плюсам». В марте из-за резкого ослабления рубля и ожидания повышения цен произошел ажиотажный спрос, в «АвтоСпецЦентре» продажи выросли на 40%, на сервисе были перевыполнены планы. Это тоже дало положительный эффект, с которого, впрочем, начинались все предыдущие экономические кризисы в России.
В апреле продажи автомобилей у нас по группе компаний сократились на 85% (по отношению к апрелю 2019 года). Этот объем составили в основном автомобили, которые мы не успели передать клиентам в марте. Если же говорить о новых контрактах, дистанционных продажах, то в апреле они составили 176 единиц, что составляет всего 10% от «докарантинного» уровня. Думаю, что после снятия ограничений первые месяцы будут урожайные, потом вполне возможен такой сценарий, что последует долгий и глубокий спад рынка на уровне 50% по итогам года. На восстановление продаж может уйти год или даже больше. В сервисном направлении не будет такого сильного падения, как в продажах, полагаю, по итогам 2020 года выручка снизится примерно на 20%.
– В связи с этим Ваша стратегия была скорректирована?
– Безусловно. В таких условиях сложно наращивать доходную часть, поэтому коррекция стратегии компании сегодня во многом связана с оптимизацией затрат. Мы ведем переговоры по снижению арендных ставок. Сокращаем затраты на маркетинг, потому что спроса сейчас нет. Смотрим, насколько можем сократить расходы на персонал непродуктивной категории. Скорее всего, основная часть сокращения этой части бюджета произойдет за счет уменьшения зарплат – на 15-20%, а не за счет сокращения сотрудников. С продуктивной категорией проблем нет – их зарплата зависит от выработки.
Кризис – это всегда прекрасная возможность для оптимизации и выстраивания более эффективной модели бизнеса. Надо сказать, что после каждого кризиса процессы продаж, маркетинга и прочие становятся более эффективными, потому что цифровые технологии позволяют многое упростить и улучшить. За последнее время появился ряд решений, который позволяет использовать меньше человеческих ресурсов.
– Какие-либо новые возможности увидели для себя на рынке?
– Удаленная работа персонала жизнеспособна, хотя и менее эффективна, чем офисная, но, скорее всего, некоторую часть сотрудников мы переведем на эту модель. Это на данный момент единственная новая возможность, которую мы увидели для себя.
– Ряд экспертов полагает, что нынешний кризис сильно изменит рынок. Например, он спровоцирует рост онлайн-продаж. Вы с этим согласны?
– Каждый кризис меняет рынок. Онлайн-продаж пока ни у кого нет. Есть дистанционные продажи, охватывающие некоторые этапы, такие как бронирование, оплата, доставка автомобиля клиенту. Это технологии позволяют сделать. У нас такие услуги есть, но спрос на них небольшой. Российский клиент ментально не готов к покупке автомобиля онлайн. Он редко покупает машину, для него этот процесс, как праздник. Поэтому он не стремится переносить его в виртуальную среду. И не думаю, что сегодняшний режим самоизоляции сильно повлияет на отношение покупателей к этому. У нас в дилерских центрах премиальных брендов опция доставки машины клиенту была и до пандемии коронавируса. За месяц в среднем ей пользуются до 20% клиентов, но в абсолюте это 6-10 человек. И в условиях карантина в основном все, кто покупает машину дистанционно, говорят нам: «Не надо привозить, мы сами заберем, пусть пока постоит у вас». В течение ближайших трех лет доля онлайн-покупателей достигнет от 3 до 10% в зависимости от бренда.
– Возможно, в нынешней ситуации у Вас появились новые вызовы?
– Новый вызов появился у всей отрасли. В предыдущие кризисы банки чувствовали себя намного лучше, чем дилеры. Сейчас банки испытывают такой же, а может быть и больший стресс, чем дилерские предприятия. При этом отрасль сильно закредитована, а банки обладают мощным рычагом воздействия на дилеров. Поэтому вся конструкция автомобильной отрасли стала шаткой.
– Ваша компания столкнулась с такой проблемой?
– Нет, у нас все хорошо. Я сейчас говорил про отрасль в целом. У нас есть стратегический банк-партнер, с которым мы договорились о реструктуризации долговой нагрузки. Банк поддержал нас в этой кризисной ситуации. Всем очевидно, что выручка дилеров сократится, выход может быть продолжительным, и никто не предвидел сценарий «карантинной» экономики.
– В кризис появляется возможность покупать активы с хорошей премией. Не планируете воспользоваться этим для расширения сети дилерских центров?
– Для нас как для крупного холдинга расширение сети, безусловно, является одним из важных направлений. Но заниматься этим мы начнем не раньше конца года. Сейчас рынок пребывает в состоянии неопределенности. Нужно дождаться выхода из нее, когда сформируется тренд. Также должно пройти время, чтобы в условиях падения продаж бизнес-модели начали показывать низкие прибыли, стоимость дилерского бизнеса упала, тогда предприятия можно будет покупать по низким ставкам.
– Как Вы оцениваете поддержку импортеров?
– Поведение большинства дистрибьюторов сейчас достаточно дружелюбное. По бонусным программам идут выплаты в ускоренном порядке, продлены сроки бесплатной консигнации, снижен ряд требований, продлены сроки продаж. Я сказал бы так, на фоне предыдущих лет в моменте их поддержка кажется намного более обнадеживающей.
Дмитрий Панов
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте