Отложенный платеж. Репортаж с конференции «Auto Finance Forum – 2020»

Представители банков, дилерских и IT-компаний, обслуживающих процессы продаж финансовых услуг при покупке автомобиля, обсудили основные проблемы финансового направления авторитейла в текущем году. Организатором форума «Auto Finance Forum – 2020» выступила компания BSF-summit


За круглым столом конференции «Auto Finance Forum – 2020» участники рынка автокредитования форума затронули различные проблемы сферы F&I автомобильного рынка.

Лиана Малюга, начальник управления автобизнеса банка Уралсиб

– Для нас I квартал выдался успешным, но в апреле и мае случилось падение из-за пандемии. Платежная дисциплина стала хромать даже у ответственных ранее заемщиков. Автокредиты меньше всего подвержены реструктуризации. В этот период заемщики чаще переставали платить и откладывали обслуживание долга на неопределенный срок на фоне сообщений о различных законодательных послаблениях. В июне все стабилизировалось.

Григорий Былов, соучредитель ГК «Тринити Моторс»

– Если в марте дилеры продали больше, чем в декабре из-за курса валют, то в июне уже столкнулись с тем, что продавать нечего. Дефицит машин связан с нарушением производственной цепочки. Эффект пандемии преувеличен, изменения рынка будут идти годами, а не месяцами.

Артем Языков, директор по залоговому кредитованию Совкомбанка

– Во II квартале автомобильное направление оказалось в «минусе». Выросла просрочка платежей по сравнению с прошлым годом. В III квартале мы ожидаем пика этого показателя, что связано в первую очередь с поведением клиентов во время режима самоизоляции, при этом мы видим и социальные дефолты, хотя доля их невелика.

Равиль Ситдиков, руководитель розничных продаж MC Банк Рус

– По портфелю «кэптив» проблем с просрочками платежей не наблюдается, но по непрофильным кредитам, а их доля составляет 40% портфеля и в основном касается кредитов на автомобили бюджетного сегмента, просрочка увеличилась. Хотя в июне рост просрочки замедлился».

Представители банков отмечают, что в нынешнем году многие клиенты не стали продлевать страховки. Но банки, исходя из понимания тревог клиентов, не спешили повышать ставки по кредитам. Уровень одобрения заявок на автокредиты сейчас снижается.

Для повышения активности на рынке автокредитования эксперты этой сферы видят перспективы в увеличении доли продуктов с остаточным платежом. Кроме того, ситуацию могут поправить беззалоговые кредиты на автомобили с пробегом и авторассрочка. Ряд таких новых продуктов участники рынка уже предложили клиентам в нынешнем году.

Кирилл Ларин, основатель Е-кредит, наиболее активно вовлекал аудиторию в развитие онлайн технологий, представлял свою платформу.

«Еще пару лет назад кто-то говорил, что не обязательно иметь на сайте раздел "Автомобили в наличии". Сейчас это не требует даже дискуссии, – отметил Кирилл Ларин. – Все лидеры рынка давно внедрили и развивают инструменты онлайн-продаж. Тоже можно отнести и к «онлайн-одобрению» на сайте. Кредитные продажи уже занимают 50% в рознице, а значит любой инструмент, который помогает и дилеру, и клиенту решить часть задачи, нужно использовать. Уже сейчас мы видим, что конверсия клиентов из одобрения в выдачу кредита составляет около 40%».

С точки зрения психологического комфорта клиента Кирилл Ларин привел немало аргументов в пользу внедрения онлайн-продаж кредитов и страховок. В частности, обратил внимание на то, что люди боятся плохо выглядеть перед другими, например сотрудниками дилерского центра, в случаях, когда им не подтверждают кредит.

Оксана Капорцева, директор департамента продаж «ЭЛТ-поиск», наоборот, построила свой доклад, опираясь на то, что технологии ее компании работают, скорее, на эффективность дилера в офлайне, а онлайн – не панацея: «Сегодня не предвидится массовый уход в онлайн, т.к. дилеры не готовы терять свою прибыль, а конечный потребитель не готов к онлайн-покупке автомобиля и подписанию кредитного договора онлайн. С одной стороны, эти ограничения носят законодательный характер, с другой стороны, клиент хочет скидок и подарков, а в онлайне он их не получит. Также не забываем про региональных клиентов, которые в принципе не доверяют онлайн-покупкам и для них покупка машины – это праздник. Давайте не лишать клиентов праздника, а дилеров – прибыли от F&I. Возможно, со временем, доля продаж онлайн вырастет, но незначительно.

Эту позицию за круглым столом поддержали дилеры, которые отметили, что онлайн-предоплаты происходят редко, а доля отказов в направлении автомобилей с пробегом после предоплаты достигает у некоторых дилеров 50%. Самое главное, что всех нюансов при продаже машин онлайн не учесть. Клиент в целом не готов к такому формату покупки, но при этом онлайн-инструменты продаж остаются дополнительной возможностью для повышения комфорта покупателя. Для успешной реализации онлайн-продаж, как считают представители отделов F&I автодилеров, не решена главная проблема – на рынке нет готового единого бесшовного решения.


Анастасия Калинина,
«АвтоБизнесРевю»

3 сентября 2020
  • Комментарии 0
  • Посещения 24029

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте