Между ожиданием чуда и страшным сном: итоги форума «Авторитейл в России 2014»

«Прогнозируемость – не судьба этой страны», – этот меткий комментарий вице-президента по продажам и маркетингу АвтоВАЗа Дениса Петрунина отлично выразил настроения участников форума «Авторитейл в России», организованного институтом Адама Смита. Определенной картины дальнейшего развития событий, похоже, нет ни у кого, но все отчетливо понимают: отрасль стоит на пороге перемен


Автомобильный рынок вновь в фокусе внимания государственных регуляторов. Заявление начальника управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС Максима Овчинникова прозвучало достаточно резко. Кодекс поведения автопроизводителей остается декларативным? Тогда ФАС должна вмешаться в ситуацию и приступить к жесткому регулированию отрасли. Если половина автопроизводителей не соблюдает кодекс, то ведомство поставит вопрос об утверждении акта правительства, который был подготовлен три года назад и вызвал такую острую полемику в бизнес-сообществе. По словам чиновника, обсуждение ситуации в авторитейле уже намечено на комиссии у Игоря Шувалова. Работу антимонопольной службы осложняет то, что дилеры не фиксируют факты нарушений документально. В связи с этим Максим Овчинников призвал РОАД собирать данные о нарушениях и передавать их в ведомство.

Еще одно злободневное замечание представителя ФАС касалось функционирования автобизнеса в Крыму. Чиновник указал, что некоторые дистрибьюторы отказываются поставлять оригинальные запасные части на полуостров, и пригрозил им штрафом, поскольку у импортеров есть доминирующее положение в этом сегменте рынка.

Тем временем рынок балансирует на грани. Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков отметил, что хотя рынок легковых автомобилей в «штуках» падает, его денежный объем практически остается неизменным. Тревожный симптом – сокращение сегмента автокредитования: в этом году количество кредитных сделок снизится примерно на 20%. «Вы не локомотив, а тормоз рынка!» – попенял эксперт представителям банковского сообщества.

Хотя рынок стагнирует, дилерские сети продолжают развиваться. Формально общее число салонов сократилось, однако если исключить из общего списка сети ЗАЗа и ТагАЗа, которые уже пару лет фактически не существуют, то мы увидим не уменьшение, а рост числа шоу-румов. Эксперт обратил внимание еще на одну интересную закономерность: с 2008 года доля премиальных брендов на рынке выросла вдвое, а количество их дилеров – только в 1,4 раза. Что касается массового сегмента, то сети одних брендов усыхают, тогда как другие продолжают активно расширяться.

Сергей Целиков был осторожен в прогнозах: на продажи автомобилей повлияет обменный курс рубля. Эксперт предложил три сценария развития рынка в будущем году: оптимистичный, который он назвал «в ожидании чуда», предполагает снижение в пределах 0-5%; прогноз в реалиях сегодняшнего дня предусматривает падение на 10-15%; наконец, пессимистичный «страшный сон» – это обвал рынка на 20-30%.

Дилеры также не питают иллюзий и готовятся к дальнейшему сокращению продаж. Генеральный директор ГК «Рольф» Татьяна Луковецкая отметила, что в будущем году холдинг сосредоточит внимание на реализации автомобилей с пробегом и сервисе. Сейчас дилерский бизнес прошел «яму» 2009 года, когда продажи новых машин были минимальными, и дилеры могут работать с парком автомобилей, проданных в успешных 2011-2013 годах. Неслучайно менеджмент ГК «Рольф» акцентирует внимание на коэффициенте покрытия, отражающем, какая часть затрат дилера покрывается за счет сервиса: если он выше 80%, то предприятие можно признать здоровым.

Председатель совета директоров ГК «Модус» Алексей Лещенко отметил, что в условиях падения спроса дилерам жизненно важны адекватные планы продаж от производителей, поскольку невыполнимые задачи – это потеря бонусов, которые сейчас являются заменой маржи. Собственник дилерской компании уверен, что именно погоня брендов за долей рынка породила модель демпинга, и предложил ввести мораторий на открытие новых дилерских центров до восстановления ситуации. Сегодня некоторые производители не могут обеспечить даже операционную рентабельность дилерам, и в этой ситуации формат развития региональных центров с ежемесячным объемом продаж около 10-15 автомобилей выглядит нежизнеспособным, а единственная возможность повысить отдачу от уже сделанных дилерами инвестиций – это дать им возможность представлять несколько брендов в уже построенных зданиях.

В то же время генеральный директор холдинга «Атлант-М» Сергей Савицкий заметил, что добавление еще одной марки в существующий автоцентр не решает проблем дилера с показателями дохода и рентабельности бизнеса, особенно в условиях кризиса, когда нужны более быстрые решения и результаты. Обманчивость текущей ситуации в отрасли, когда кризисные явления нарастают в отличие от 2008 года постепенно, можно обрисовать метафорой: если лягушку бросить в кипяток, она выпрыгнет, а если медленно подогревать воду – сварится. Сейчас стратегически главное – правильно спрогнозировать на уровне марки потенциальный спрос и продажи на будущий год, ведь завышение объема производства и склада в дилерской сети всего на 10% от спроса способно уменьшить прибыльность дилеров на порядок. Поэтому Сергей Савицкий обратился к дистрибьюторам: снизьте свои планы на те самые 5-10% от планируемого спроса на следующий год – так вы окажете существенную поддержку рентабельности и устойчивости бизнеса дилеров. Между прочим, в канун прошлого нового года эксперт обращался с таким же призывом, но тогда к нему не прислушались.


Павел Носов,
«АвтоБизнесРевю»

10 декабря 2014
  • Комментарии 0
  • Посещения 22595

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте