Когда правила дешевле нарушать

Участники конференции, посвященной управлению корпоративным автопарком и организованной изданием «Ведомости», поделились своим мнением о ситуации в этой сфере бизнеса, совершенствовании методов эффективности и безопасности в работе и рассказали о KPI, которые применяют в своей практике. Но, пожалуй, самую оживленную дискуссию вызвала тема управления расходами при использовании схем операционного и финансового лизинга.


За последние два года средняя доля корпоративных продаж в авторитейле выросла с 14 до 21%. Пожалуй, наиболее системный и экономически выверенный подход к ведению бизнеса представила компания Pony Express – один из ведущих игроков рынка корпоративного транспорта.

«Одна из основ эффективной работы нашего предприятия – это четкие требования к комплектации автомобилей, нормам эксплуатации, утверждение прав и обязанностей сотрудников, порядок реализации отслужившей свой срок техники», – рассказал руководитель транспортного управления Pony Express Иван Лукин.

Что касается оптимизации одной из главных статей расходов транспортной компании – затрат на топливо, то здесь важна не только цена ГСМ, скидки и отсрочки, но также распространенность станции, дополнительные сервисы, оперативность документооборота и наличия электронного личного кабинета.

Важным аспектом в обсуждении работы флит-парков стала также тема безопасности. Участники конференции согласись с тем, что важны не только методы подготовки водителей, их контроль, но и правильная мотивация.

«Одним из KPI, внедренным с помощью транспортной политики, для меня стал коэффициент аварийности – количество ДТП на миллион километров пробега. При его вычислении мы считаем любые ДТП, – рассказал Иван Лукин. – Для компании же самый важный показатель – это количество “стопов”, то есть доставок. И тут скорость – наше конкурентное преимущество».

Участники конференции отметили, что бывают ситуации, когда любой компании дешевле получить штраф за нарушения правил дорожного движения, чем опоздать с доставкой корреспонденции особо важному клиенту. С одной стороны, надо требовать от своих сотрудников жесткого соблюдения правил, а с другой стороны, не забывать о бизнесе.

Иван Лукин рассказал, что в компании Pony Express есть отдельный пункт правил, посвященный безопасности перевозок. Любой курьер постоянно проходит тестирование на знание ПДД. Водитель не допускается до работы, если он сделал более двух ошибок в одном билете. Есть тесты на быстроту и безопасность управления.

Отдельным лейтмотивом конференции стала тема использования в России операционного и финансового лизинга.

«Операционный бизнес для fleet-менеджера, безусловно, удобнее с точки зрения организации сервиса внутри компании. Есть важный нюанс – потери при возвращении автомобиля по окончании срока лизинга. Pony Express в России работает в финансовом лизинге. Так проще строить капитализацию, мы сами управляем транспортом, налаживаем отношения с поставщиками сервисных услуг, – объяснил Иван Лукин. – В нашей компании разделяют инвестиции на лизинг и затраты на страховки, шины, ремонт, топливо и прочее. Кроме того, операционный лизинг не позволяет оперативно оптимизировать штат сотрудников и наиболее щепетильно относиться к вопросам безопасности. Все курьеры у нас – это штатные водители. Для них мы организуем медосмотр перед рейсом. Все машины ночуют на стоянках нашей фирмы, а не под окнами у домов курьеров. На машинах постоянно проверяются одометры, жестко контролируется остаток топлива. В операционном лизинге многое из менеджмента перейдет к поставщику услуги. Однако те люди, которые задействованы в процессе выпуска автомобилей на линию все равно остаются».

Выбор именно финансового лизинга поощряет Министерство промышленности и торговли РФ. Только при этой схеме аренды государство предоставляет субсидию в 10%, при условии, что компания использует автомобили российского производства.

Отдельного упоминания при схеме операционного лизинга заслуживают процессы возврата автомобилей компании-владельцу. Иные повреждения, за которые выставляются счета, на самом деле не влияют на рыночную стоимость трех- четырехлетнего автомобиля. А расходы арендатора в этом случае достаточно существенны и сложно прогнозируемы.

«У нас есть возможность предлагать ряд услуг, которых в аналогичном формате нет у многих. Это, например, ремаркетинг с точки зрения всех возможных вариантов реализации автомобилей с пробегом, от онлайн-аукциона до размещения в собственном шоу-руме, – рассказал директор по продажам и маркетингу компании Intermark Auto Евгений Антоник. – Мы задействуем собственные ресурсы по восстановлению лакокрасочного покрытия кузова, что позволяет значительно снизить размеры штрафов для наших лизинговых клиентов при возврате автомобиля. Благодаря этому значительно снизилось количество возражений. Не секрет, что визуально “страшные” повреждения иногда удается исправить обычной полировкой за 10 минут, затратив на это копейки. У нас не стоит задача сделать ремонт более дорогим, заставить платить за это клиента. И конечно, устраняем мы не все повреждения. При последующей продаже автомобиль с перекрашенной деталью может вызвать больше вопросов у покупателя».

В целом же эксперты согласились с тем, при выборе между операционным и финансовым лизингом все зависит от того, какой в компании используется тип управления бизнесом, насколько дорого для нее обходятся заемные средства, какое количество, тип и модели автомобилей используются.

Точку же в вопросе использования того или иного вида лизинга на предприятии как правило ставят финансисты. Если при ведении операционного бизнеса нельзя сэкономить, то выбирать нужно лизинг финансовый.


Алексей Сергеев,
«АвтоБизнесРевю»

5 июля 2017
  • Комментарии 0
  • Посещения 9117

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте