Инициатива реализуема
Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин 9 июля провел ежегодную пресс-конференцию. В рамках мероприятия он представил обзор авторынка и рассказал о новых инициативах РОАД
Алексей Подщеколдин начал пресс-конференцию с анализа ситуации на авторынке. По его словам, статистика глазами сообщества дилеров отличается от других аналитических отчетов специализированных компаний тем, что собирает в себя все основные источники о продажах и содержит средневзвешенную оценку собственников бизнеса. Так, например, РОАД опирается на сведения о регистрациях автомобилей («Автостат Инфо» и «Автомаркетолог»), на данные об электронных паспортах («Автостат»), на исследования НАПИ, а также на мониторинг АЕБ и «Авито».
Нынешние условия формирования автопрома и авторитейла характеризуются, со слов Алексея Подщеколдина, повышением ключевой ставки, которая и так достаточно высока (16%). Получается, что инвесторам выгоднее вложить деньги в банк, нежели открыть, к примеру, хлопотное производство запчастей. В то же время уровень продаж автомобилей, пришедших в Россию по схеме параллельного импорта, снизился с 20% в прошлом году до 8% в нынешнем (во II квартале 2024 года – не более 6%). Этот бизнес больше не будет расти, считают в РОАД.
Вместе с тем аудитория неоднократно обсуждала угрозу вторичных санкций со стороны США по отношению к китайским компаниям, работающим в России. Определенный ущерб дилерам из-за этих действий уже нанесен: многие компании не могут перевести деньги в Китай, поэтому торговые отношения замораживаются. Вдобавок существенные колебания курса рубля в совокупности с другими неблагоприятными финансовыми факторами ведут к подорожанию автомобилей, а значит, к снижению возможности их приобретения для россиян.
Оценка авторынка от РОАД характеризуется целостным взглядом на продажи. Ассоциация принимает во внимание общую статистику реализации автомобилей – новых и с пробегом. Так, за последние 11 лет объем продаж машин в России составил в среднем 7,44 миллиона в год. Из них на долю новых автомобилей приходилось от 33% в 2013 году до 10% в 2023 году. В 2024 году, по оценке РОАД, ожидается выход на уровень, превышающий 2013-2014 годы. При этом новые машины в суммарном объеме займут порядка 19%.
Желая быть услышанными со стороны представителей власти, в РОАД обращают внимание на денежную емкость рынка, которая в 2024 году прогнозируется на уровне 15,6 триллиона рублей, что указывает на высокую важность автомобильного сектора для экономики страны. Причем в долларовом эквиваленте авторынок России сохраняет прежние позиции и опровергает преждевременный оптимизм некоторых аналитиков.
Возрастная структура автопарка России (70% – автомобили старше 10 лет) указывает на важность законодательных решений, направленных на его обновление: запрос на возобновление программы утилизации усиливается. Исходя из утверждения, что новые машины в последнее время выпускались с расчетом на 10-летнюю эксплуатацию, близятся времена, когда по дорогам страны будут ездить аварийно-опасные транспортные средства.
Что касается китайских автопроизводителей, то их на российском рынке насчитывается порядка 60 марок, которые уже занимают 57% в продажах машин. Отечественные бренды уступают долю (с 40 до 35%), что говорит о потребности в мерах по локализации производства в России. Уже в этом году такие бренды, как Chery, Haval, Jeely и Changan приближаются к планке продаж в 100 тысяч автомобилей в год. Именно такой уровень делает целесообразным построение и запуск автозавода по сборке машин на территории страны.
Одна из ключевых мыслей президента РОАД состоит в том, что продажи в 2024 году выходят на средний показатель реализации (не считая 2022 год с его экстраординарным результатом). Следовательно, рынок нуждается в поддержке, а не торможении.
По мнению Алексея Подщеколдина, план китайских автопроизводителей по продаже 1 025 000 автомобилей обоснован. В то же время высокая конкуренция между ними приведет к тому, что дилеры могут начать закрываться: продавать по несколько машин в месяц станет невыгодно. Для авторитейлеров, вложившихся в брендинг, существует опасность остаться без поддержки ряда концернов. По прогнозу РОАД, на российском авторынке в конце концов останутся около 15 эффективных китайских марок.
Средняя цена китайской машины сегодня – 3,8 миллиона рублей. Сегмент бюджетных моделей стоимостью до 2 миллионов рублей среди новых машин составляет 32%. Столько же занимает средний ценовой сегмент (2-3 миллиона рублей). На электромобили приходится 1,3% рынка: сегодня такие модели не формируют наш рынок и существенного роста сбыта по ним не прогнозируется.
В числе наиболее острых проблем авторитейла сегодня, по мнению РОАД, можно выделить следующие:
- трудности с электронными каталогами запчастей: сервисы вынуждены заказывать необходимую деталь по фотографии;
- отсутствие достаточного доступа к полной диагностике автомобиля (требуется решение на уровне государства);
- недостаток качественных мануалов;
- нехватка обучения для сотрудников дилерских центров.
Новые инициативы РОАД:
1. Внести изменения в Закон «О защите прав потребителей». Алексей Подщеколдин заявил о рождении целой криминальной индустрии лжепотребителей. В результате использования меры ответственности (пени) в соответствии со ст. 23 п. 1 покупатель получает 4,5 стоимости автомобиля. Это связано с тем, что закон формировался в 1992 году, когда инфляция составляла 6,9% в день. В сегодняшней экономической ситуации неустойка в 50 раз превышает реальные возможные потери потребителя, отмечают в РОАД. Предложение ассоциации – сделать размер неустойки на уровне 0,1%. Кроме того, РОАД предлагает штраф в 50% от стоимости иска не отменять, а изменить его на 50% от стоимости товара. Таким образом, будут соблюдены не только интересы потребителя, но и интересы производителя и продавца.
2. Усилить контроль за фальсификацией показателей одометра – для борьбы со скручиванием пробега. По данным РОАД, реальная доля подержанных автомобилей в России, подвергшихся этой процедуре, превышает 35%. Ущерб на одну машину составляет 250 тысяч рублей, а ежегодный ущерб потребителям достигает 612 миллиардов рублей. Инициатива РОАД заключается в поэтапном изменении законодательства. Сначала необходимо внести поправки в Постановление Правительства РФ №1212 о фиксации показаний одометра (проект уже подготовлен к подаче). Затем потребуется зафиксировать соответствующие изменения в Административном и Уголовном кодексах.
3. Создать формальное регулирование дилерских договоров. Сегодня соглашения автопроизводителей с авторитейлерами не обеспечивают достаточную защиту последним, считают в РОАД. Также они стимулируют потребительский экстремизм и коррупцию.
4. Поддержать те предприятия автопрома, которые развернули производство в России. РОАД напоминает, что действовавшая 12 лет назад госпрограмма позволяла покупателю отечественного автомобиля получить сертификат на утилизацию своей старой машины. В настоящее время его сумма могла бы составить 300 тысяч рублей. Это поспособствует развитию бюджетного сегмента, а также поможет проредить стареющий автопарк, отмечают в РОАД.
Отдельно в рамках конференции были высказаны идеи по созданию специальных банков между Россией и Китаем, а также по запуску платежных систем для срочного решения проблемы с заморозкой денег в ситуации, когда вторичные санкции «перекрывают кислород» двусторонним бизнес-отношениям. Кроме того, звучали предложения оптимизировать логистику таким образом, чтобы предоставлять субсидии логистическим компаниям при условии контроля за ценами на автомобили.
Анастасия Калинина,
АвтоБизнесРевю
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте