Недвижимость движимого
Продажи новых автомобилей перестали быть единственной сферой деятельности официальных дилеров. Но вместе с развитием популярных направлений, таких как автомобили с пробегом или сервис, существуют и менее распространенные способы увеличить оборот и получить дополнительную прибыль. Например, оптимизация производственных и торговых площадей с выходом на новый для авторитейлера рынок
Фраза «Кризис – время возможностей» уже набила оскомину, но не утратила актуальности. В условиях российского рынка
Алексей Макаров
директор по развитию и корпоративному управлению ГК «Нижегородец»
Карьеру в автобизнесе начал в 2010 году, став директором дилерского центра Suzuki в Нижнем Новгороде. С 2012 года работает в компании «Нижегородец», где занимал должность директора локации «Нижегородец на Ларина» – управлял салонами трех автомобильных брендов, а затем стал директором по развитию и корпоративному управлению ГК «Нижегородец», представленной в Нижнем Новгороде, Москве и Мордовии
авторитейлеры на протяжении последних 10 лет ищут такие возможности без остановки, впрочем, как и представители других отраслей экономики. Однако новые пути развития не открываются сами по себе, а становятся доступны лишь тем, кто сам их ищет и находит – порой неожиданно, на стыке различных направлений деятельности. Хороший тому пример – недвижимость, которую дилеры используют не только для собственных нужд, но и с целью выйти на новый рынок – аренды и купли-продажи объектов капитального строительства и земельных участков.
По данным АЕБ, за три квартала 2023 года в России продано почти 640 тысяч новых автомобилей – на 26% больше, чем годом ранее. По статистике ППК, результат был еще больше – 761 тысяча машин (+43%). Несмотря на рост цен и дефицит автомобилей на рынке, россияне продолжают относиться к личному транспорту, как к необходимому приобретению. В течение 2022 года у подавляющего большинства потенциальных покупателей прошел период адаптации к замещению одних брендов другими – и сегодня дилеры могут обосновано рассчитывать на поступательный рост рынка как за счет спроса со стороны клиентов, так и благодаря увеличению поставок от отечественных и иностранных дистрибьюторов.
При этом конфигурация инфраструктуры недвижимости: автосалонов, шоу- румов, СТО и пр. – заметно меняется. Это связано как с требованиями автопроизводителей к торговым площадям официальных дилеров, так и естественным желанием участников рынка оптимизировать свои расходы, в том числе на строительство, аренду и содержание квадратных метров, на которых выставляются, продаются и обслуживаются автомобили. Общая тенденция рынка автомобильной недвижимости – постепенное уменьшение площадей автосалонов. Старожилы авторитейла помнят, что до кризиса 2008-09 годов требования к дилерским центрам росли и предприятия могли занимать до 10 тысяч кв.м и более. С конца 2000-х процесс пошел в обратную сторону – сегодня для запуска работы автоцентра часто достаточно пары сотен квадратных метров. Благодаря этому сформировался сегмент рынка специализированной недвижимости, на котором спрос пока не торопится за предложением, и у дилеров есть возможность использовать эту ситуацию для повышения эффективности своего бизнеса.
Мода на минимализм
Для продавцов новых и подержанных автомобилей – собственников капитальных строений и земельных участков – открываются перспективы как снижения собственных расходов в виде налоговых отчислений и затрат на содержание зданий и сооружений, так и диверсификации бизнеса на собственных площадях. Это требует оптимизации торгово-производственных процессов. Необходимо провести объективный анализ применяемых технологий продаж, складирования запчастей, логистики с целью понимания возможностей работать не менее эффективно, но на меньших площадях.
В конечном счете это задача повышения производительности труда. Сегодня она в приоритете на государственном уровне, и одноименный нацпроект для промышленных предприятий показал, что компании часто даже не подозревают, сколь высоким потенциалом скрытых возможностей они обладают. Так, самарская компания «Лада-Пресс», выпускающая комплектующие для автомобилей «Лада», благодаря участию в нацпроекте смогла снизить время протекания процессов на 68%, сократить незавершенное производство на 31%, при этом увеличив выработку продукции почти на 32%. Еще один представитель автобизнеса – компания «ВИС-Авто» – в результате анализа используемых технологий, проводимого по программе нацпроекта, выявила свыше сотни проблем. Оптимизация процессов позволила нарастить выпуск «Лады Гранты» в кузове пикап на 50%.
С 2021 года к участию в нацпроекте допущены и торговые предприятия с выручкой от 400 миллионов рублей в год. Один из его элементов – сопровождение трансформации бизнес-процессов региональными центрами компетенции (РЦК), как это и происходило в случае с «Лада- Пресс». РЦК, по своей сути, – квалифицированные консалтинговые организации. И привлечение аналогичных частных консалтинговых компаний к процессам обновления бизнеса по реализации и обслуживанию автомобилей позволяет как минимум избежать наиболее очевидных ошибок. Разумеется, дилер может обойтись в этой работе и своими силами.
Пусто не бывает
Комплекс недвижимого имущества автодилера, как правило, расположен на хорошей локации с точки зрения транспортной доступности, хотя при этом не обязательно столь же хороша доступность пешая. Это один из многих специфических моментов, которые необходимо учитывать при принятии решения о том, что делать с освободившимися площадями, когда на оставшихся можно работать с не меньшей эффективностью?
Здесь появляется простор для творчества:
• продолжать заниматься привычным делом, расширив марочный портфель. Это непростой путь, поскольку официальные дилеры должны учитывать экономику новых брендов и реакцию действующих дистрибьюторов-партнеров, а с уходом иностранных автопроизводителей из России доступность франшиз ограничилась.
В ГК «Нижегородец» в настоящий момент в управлении компании находятся 22 объекта недвижимости общей площадью более 115 тысяч кв.м на территории 32 га. Важно отметить, что площади ушедших из России брендов в нашей компании были полностью замещены китайскими и российскими брендами. Сложившаяся ситуация буквально заставила нас превращать пассивы (неиспользуемые здания, сооружения, земельные участки) в активы. Так появилось отдельное структурное подразделение, специализирующееся на управлении объектами недвижимости;
• диверсифицировать собственный бизнес за счет дополнительных направлений. Программа-максимум такого пути трансформации – достижение синергии всех направлений, работающих рядом друг с другом. И здесь возможны как минимум два варианта. Первый из них – расширять объем и номенклатуру услуг для покупателей автомобилей, второй же – привлечь к торговой площадке внимание целевой аудитории, предлагая ей товары и услуги вне автомобильного рынка.
Примером реализации такого подхода может служить преобразование московского автосалона Mercedes-Benz на Ленинградском проспекте в Москве в многофункциональный объект с полноценным бизнес-центром и кафе. Это обеспечило приток новых посетителей на локацию автосалона. Вполне возможно, что некоторые из них стали владельцами автомобилей престижного бренда. Еще одним подобным примером был запуск в столице в 2019 году интерактивного шоу-рума Skoda ГК «Фаворит Моторс», в котором на одной площадке с дилером разместилась кофейня сети «Шоколадница».
• продать или сдать в аренду свободные площади, получив разовый либо постоянный доход. Надо быть готовым к тому, что этот процесс может быть не быстрым – не всякий бизнес готов работать вплотную с продажами автомобилей. Трудно представить себе соседство автодилера и парфюмерного бутика, но рано или поздно кого-то прельстит необычная локация. Конечно же, этот процесс может ускорить разумный подход к цене продажи или аренды.
Интересным примером сдачи помещения автоцентра в аренду служит кейс пермского дилера Mercedes-Benz – «Телта-МБ». В октябре 2023 года помещение автосалона занял Музей современного искусства Permm, а продажи автомобилей продолжились на других площадях, принадлежащих собственнику – буквально через дорогу.
В ГК «Нижегородец» есть опыт сдачи в аренду площади для компании в сфере производства техники по оборонзаказу. Также есть практика поддержки местных предпринимателей – один из этажей дилерского центра сдали в аренду для проведения детских праздников и мероприятий, а также кафе и галерее. Эффект от подобного рода проектов можно оценить спустя один-два года, поэтому о цифрах говорить рано. Еще на стадии концептуального проектирования находится уникальный проект в самом сердце Нижнего Новгорода – реновация здания, имеющего историческую и культурную ценность.
Масштабирование компетенций
Осваивая рынок недвижимости, дилеры приобретают новые знания и опыт, которые вскоре позволят собственникам бизнеса более широко взглянуть на сегменты рынка, которые ранее казались совершенно чуждыми, хотя остаются весьма прибыльными. Компетенции, приобретенные только для «внутреннего пользования», формируют основу доходного бизнеса, уже не имеющего прямого отношения к авторынку – брокериджа недвижимости. Покупка земельных участков – пустых или с капитальными строениями – и последующее повышение их потребительской стоимости путем модернизации инфраструктуры (или же напротив, полной очистки участка под последующую застройку) позволяет при умелой продаже получать хорошую маржу. Со временем это направление может стать центром прибыли, а продажа автомобилей перейдут в разряд «дела для души».
Капитал для «чистого листа»
Толчком к активному выходу автодилеров на рынок недвижимости может стать открытие того факта, что участок, на котором стоит автосалон, оказался привлекательным для девелоперов. Причем настолько, что возможная цена продажи не сравнима с размером капитализации самого автосалона. Конечно, привязанность к авторитейлу может заставить дилера закрыть на это глаза. Но возможно, для кого-то это станет шансом воспользоваться удачно сложившимися обстоятельствами, тем более что средств от совершения выгодной сделки может хватить на запуск нового, более масштабного автобизнеса. Примером рационального подхода к такой ситуации может быть кейс компании «Автопродикс» в Северной столице. Издание «Деловой Петербург» в сентябре этого года обратило внимание, что участки под некоторыми из автосалонов планируют отдать под жилую застройку.
Расширение собственного кругозора необходимо любому предпринимателю – это одно из условий успеха в деловой среде. Интерес автодилеров к рынку недвижимости и его практическое воплощение в виде тех или иных сделок может стать хорошим инструментом повышения собственной конкурентоспособности, и привести к открытию новых горизонтов бизнеса – и не только автомобильного. К тому же, дилерские сети России, которые с самого начала строили с расчетом на объемы продаж новых автомобилей в нашей стране в несколько миллионов ежегодно, оставались избыточными и до 2022 года.
Материал был опубликован в журнале «АвтоБизнесРевю»
№11 за 2023 год.
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте