Автодилеры забили склады непроданными машинами

Товарные запасы автодилеров, по данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры», на 20% превышают их реальные возможности продаж. С начала года производители заставляли их выкупать машины в обмен на бонусы, чтобы выполнить план производства в первой половине 2014 года.

Автодилеры затоварены новыми автомобилями от производителей примерно на 20% от реального объема продаж, рассказал РБК президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РоАД) Андрей Петренко. Это происходит из‑за агрессивного поведения производителей, утверждает Петренко. В преддверии подведения итогов первого полугодия им необходимо убедиться, что планы по производству выполнены, говорит он. Из-за этого они заставляют дилеров выкупать машины в обмен на бонусы, которые едва ли смогут покрыть потери, связанные с затовариванием склада, жалуется представитель одного из крупных московских дилеров. Прогноз РоАД по продажам на июнь — сокращение рынка на 16%.

План продаж надо выполнить любой ценой, рассказал крупный столичный мультибрендовый дилер. По его словам, производители обещают бонусы тем, кто покажет хорошие результаты по году, но не уточняют, какие именно. Для выполнения плана продаж необязательно найти покупателя, можно выкупить автомобиль на себя.

Топ-менеджер еще одного мультибрендового дилера подтвердил информацию про давление со стороны производителей и сказал, что склады компании заполнены на 30% больше необходимого. В случае отказа ретейлера от приема машин производитель может срезать бонусы дилеру, которые начисляются в соответствии с годовым планом продаж. Размер бонусов может доходить до трети прибыли от продаж.

В ежегодной статистике Ассоциации европейского бизнеса от 100 тыс. до 150 тыс. машин — это автомобили, которые дилеры выкупили у производителей сверх плана, рассказал один из топ-менеджеров дилерской сети. По его словам, история с выкупом повторяется не первый год, но в этом году проблема обострилась из‑за резкого падения рынка. В случае отказа дилера покупать машины производитель может начать его «душить», урезая ежемесячные или ежеквартальные бонусы за количество проданных машин. Наиболее активную политику в этом отношении ведут корейские бренды — Hyundai и KIA, говорит топ-менеджер.

Дилеры не могут не пойти навстречу производителю — последние теряют гораздо больше из-за простоя, говорит представитель крупного дилера Toyota и Hyundai в Москве. Оборот торговой точки в таком случае падает очень быстро: компания снижает затраты, приходится сокращать мотивационные программы продавцам. Такая политика производителей ведет к убыткам дилеров — у них снижается объем оборотных средств. Для мелких продавцов, которые торгуют одной маркой, это может обернуться банкротством.

«Хорошо бы, чтобы дилеры вели сбалансированную политику. Ситуация временная — производство должно быть сокращено, но результаты этого сокращения мы увидим не ранее конца года, — говорит Петренко из РоАД. — Минимальный срок, за который производство может среагировать, — это пять месяцев. А у кого-то в зависимости от технологии производства — до восьми месяцев. Тем, кто импортирует машины из-за рубежа, еще сложнее — на процесс сборки накладывается логистика. Эффект от сокращения производства от них можно ожидать до года».


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на портале «РБК Daily» 30 июня 2014 года.

Автор: Денис Ильюшенков

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

30 Июня 2014
  • Комментарии 0
  • Посещений 3841

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте