Как американский концерн завоевал и сдал Россию

GM была одним из первых крупных инвесторов, решившихся работать в постсоветской России, пережила один неудачный опыт, реализовала два успешных проекта и построила собственный завод. Несмотря на такую богатую историю, в нынешний кризис она решила все же уйти из России. Почему?

Завод GM в Санкт-Петербурге с июня будет законсервирован. Производство автомобилей GM на калининградском «Автоторе» прекращено уже в феврале. Модель Chevrolet Aveo — единственная, производившаяся на горьковском заводе в рамках сотрудничества ГАЗа с GM — будет снята с конвейера до конца года. СП GM-АвтоВАЗ (совместное предприятие GM и АвтоВАЗа, производящее автомобили Chevrolet Niva) заморозило строительство производственного комплекса под модель Chevrolet Niva второго поколения. GM-АвтоВАЗ продолжит выпускать обычную Chevrolet Niva. Кроме того, GM будет импортировать в Россию Cadillac и премиальные автомобили Chevrolet Corvette и Camaro.

Еще в 2011 году, по данным аналитического агентства «Автостат», Chevrolet был лидером по продажам среди иностранных брендов, Opel был на 12‑м месте. Как американский концерн принял решение об уходе с рынка, на котором работал с 1995 года — дольше, чем любой из глобальных конкурентов?


Инвестор из 1990‑х

GM одной из первых среди западных автоконцернов стала искать возможности для сборки автомобилей в России — еще с начала 1990‑х годов. «Экономика России в том состоянии, когда к нам пришел крупный инвестор», — заявил Виктор Черномырдин в декабре 1995 года после подписания генерального соглашения о создании АО «ЕлАЗ-GM» — первого российско-американского автомобилестроительного СП. GM в нем принадлежало 25%, а остальное — на паритетной основе федеральным властям и правительству Татарстана. Подписанию соглашения предшествовала сложная и долгая история переговоров. Сначала предполагалось, что елабужский автомобильный проект будет развиваться как совместный проект со странами СНГ.

До прихода в Елабугу компании General Motors Елабужский автозавод представлял собой один из последних советских долгостроев. Строился он сначала как тракторный завод, но затем на нем решено было выпускать машины. На будущего производителя «народного автомобиля» к тому моменту уже было потрачено, по информации «Коммерсанта», около $2,1 млрд и требовалось на первом этапе вложить еще около $250 млн.

Разработкой проекта с российской стороны занималась консультационная группа под руководством бывшего вице-премьера последнего правительства СССР, будущего основателя калининградского «Автотора» Владимира Щербакова. Американцев в Татарстан позвал президент республики Минтимер Шаймиев, вспоминает Щербаков. «Идея была простой, — говорит он, — в России дорог нет, но нет и внедорожников». Поэтому решено было собирать на заводе внедорожник Chevrolet Blazer.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете РБК 03 апреля 2015 года.

Авторы: Вера Преловская, Анатолий Темкин, Роман Асанкин

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

3 апреля 2015
  • Комментарии 0
  • Посещений 1981

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте