Алексей Безобразов: «Я бы не назвал это конфликтом»

Алексей Безобразов, генеральный директор группы компаний «Аксель», рассказал «Новому проспекту» о переменах на рынке продажи автомобилей, объяснил, в чем особенности поведения российских покупателей машин и почему будущее рынка за автомобилями с пробегом и за китайским автопромом.


Алексей Борисович, каким, на ваш взгляд, будет авторынок в перспективе трех-пяти лет, учитывая те потрясения, которые он переживает в последние годы?

Прогнозы — дело неблагодарное. Думаю, что после этого небольшого всплеска наступит стагнация или даже падение. Очень многое зависит от материального состояния людей. Но чем Россия отличается от Европы и Америки: у нашего покупателя автомобиль считается инвестицией. У нас люди на последние деньги покупают машину, берут кредиты, вкладываются. Хотя любой человек, который приобретает автомобиль, понимает, что через минуту, выехав за ворота автосалона, он теряет сразу 20-25% от цены, которую заплатил. Тем не менее автобизнес уповает в том числе на подобное кризисное поведение покупателей.

Я много лет слышу о крайне низкой маржинальности в продажах новых машин. Это сколько?

Новых — ноль или минус. Мы зарабатываем на бонусах, сервисе, допуслугах. В 2019 году около половины дилеров вообще работали в убыток. А сколько их позакрывалось, разорилось! Только за счет этого дефицита сейчас у дилеров есть временные сверхприбыли.

Дилеры успеют подкопить жирок за это время, чтобы компенсировать дальнейший спад?

Хороший вопрос, сложный. На 100% сказать, за счет чего дальше будут существовать дилеры, нельзя. Я считаю так: не бойся расходов, когда есть доходы. Ну на сколько можно накопить жирок? Ну на год. Но затратная-то часть присутствует, она будет существовать всегда. Поэтому в случае правильного ведения бизнеса все останутся на плаву. Те же, кто сегодня думает, что и завтра, и всегда так и будет, очень заблуждаются. И мы знаем много примеров, когда люди из совершенно других бизнесов считали, что автобизнес — это такой замечательный, сладкий, высокомаржинальный бизнес, приобретали компании, а через год-два продавали и уходили с этого рынка.

Еще один тренд — автомобили с пробегом. Как вы развиваете эти продажи?

Мы никакой велосипед не изобретали, во всем мире дилеры активно занимаются продажей автомобилей с пробегом. Например, в европейских странах автомобили продаются в соотношении один к одному, в Великобритании и США — один к двум. Мы все эти годы мониторим, что происходит в тех странах, где этот бизнес работает гораздо дольше, чем у официальных дилеров в России. Поэтому мы одни из первых, кто активно занялся развитием вторичного рынка автомобилей. Мы вовремя поняли, что это хороший бизнес, он востребован, он приносит прибыль. В прошлом году мы были крупнейшими по Северо-Западу на вторичном рынке.

Мы видим, как падает доходность автомобильных предприятий. Это она сегодня прыгнула из-за дефицита, но мы прекрасно понимаем, что это временное явление. Через полгода, через год, скорее всего, импортеры наладят свои производства, и все вернется к докризисному уровню. Зарабатывать можно будет не на продаже новых автомобилей, а на услугах, запчастях и автомобилях с пробегом. Будет очень низкая маржинальность.

А у вас есть планы по развитию в Петербурге? Планируете ли какие-то марки брать?

В Петербурге нет, потому что рынок уже перенасыщен. Регионы нам интересны, поскольку работа с ними, с одной стороны, сложная из-за удаленности, но, с другой стороны, там низкая конкуренция. Мы за 20 лет научились и удаленно работать, и подбирать правильных людей на местах.

В каких регионах планируете открывать новые центры?

Это не делается по щелчку. Прежде чем войти в регион, нужно изучить его со всех сторон: есть ли спрос, интерес к тем или иным маркам и т. д. Вот, например, почему мы в Мурманске и Архангельске открыли Toyota, Lexus и Volkswagen, но не открываем там BMW? Мы понимаем, что в каждом регионе есть свой спрос на совершенно определенные бренды и марки. Это тоже важно. Сейчас рассматриваем для возможной работы Ханты-Мансийск, Сыктывкар, Петрозаводск. Дилеры там есть, но мы видим, что рынок не перегружен, не переполнен, и там еще осталось для нас место.

Что касается Петербурга, у нас сейчас наплыв китайских марок. Все хотят брать «китайцев». У вас такие планы есть?

Нет. Они все равно занимают менее 10% рынка и либо никогда большую долю не будут занимать, во что мы очень сильно верим, либо, если даже если займут большую долю, с китайцами вы никогда не заработаете.

Почему?

У китайцев зарабатывают только они — примерно так же, как и у корейцев. Мы же имели печальный опыт работы с SsangYong и Kia. Наверное, за китайским автопромом будущее, и если мы будем планировать на 30, 40, 50 лет вперед, то он заполнит весь мир. Просто у китайцев не будет дилеров, этого нет у них в повестке. Они планируют продавать все сами, а сейчас пока дают дилерам занять какую-то долю рынка. Если им это удастся, то китайские производители откроют свои точки продаж, а партнеры им станут не нужны. Туда же сейчас двигаются и корейцы, они тоже за прямые продажи. Поэтому мы стараемся работать с теми производителями, которые все-таки видят смысл в дилерах и в долгосрочной работе. Серьезные производители изначально хотят, чтобы дилеры тоже зарабатывали. Особенно это касается японцев. Например, Toyota: в свое время в период переговоров мы показали им бизнес-план окупаемости, и они сказали нет, шесть лет — это очень много, зачем такой бизнес нужен? То есть забота импортера о дилерах должна быть, поэтому нас и привлекают крупные компании, крупные марки. Ну и потом приятно продавать машины действительно качественные, красивые и надежные. Они уже не одно десятилетие на мировом рынке и никуда оттуда не денутся.

Это правда, что «Аксель» переживает корпоративный конфликт?

Вы про публикации в прессе о том, что мы судимся с бывшими акционерами? Я бы не назвал это корпоративным конфликтом: в моем понимании корпоративный конфликт предполагает заинтересованность всех конфликтующих сторон в непосредственно корпоративной деятельности. То, что наблюдаем мы — попытка двух бывших акционеров играть на добром имени и интересах компании в исключительно личных целях.


В дайджесте размещен фрагмент интервью, опубликованного в издании «Новый проспект» 3 февраля 2022 года.

Автор: Александра Конфисахор

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

3 февраля 2022
  • Комментарии 0
  • Посещений 2990

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте