Рынок грузовиков притормозил

В прошлом году спрос на грузовики и легкие коммерческие автомобили (LCV) резко замедлился. По мнению участников рынка, причиной стал введенный с сентября высокий утилизационный сбор на грузовики и общая нестабильность в экономике. Тем не менее иностранные автоконцерны серьезно увеличили долю на рынке — с 39% до 48%. Аналитики считают, что в этом году ситуация может улучшиться, но на высокую динамику 2011 года рынок вряд ли выйдет: продажи грузовиков продолжат падать, а LCV покажут небольшой рост.


Вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах LCV и грузовиков в 2012 году. Рынок LCV вырос по сравнению с прошлым годом на 7%, до 188 тыс. машин. Однако продажи тяжелых грузовиков (массой более 16 тонн) упали на 12% — до 25,9 тыс. автомобилей. В пресс-релизе АЕБ подчеркивается, что результаты четвертого квартала оказались "ниже прогнозируемых", причем "особенно пострадал" сегмент тяжелых грузовиков. Председатель комитета коммерческого транспорта АЕБ Андрей Чурсин объясняет это "возможно, кризисом в еврозоне" или введением в сентябре утилизационного сбора на импортные автомобили, "ставки которого в сегменте тяжелых грузовиков особенно высоки". Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала", отмечает, что статистику АЕБ по тяжелым грузовикам нельзя считать полностью репрезентативной — в ней нет продаж КамАЗа, МАЗа, Volvo Trucks и китайских брендов. С учетом КамАЗа и МАЗа, уточняет аналитик, рынок вырос, но "замедление все равно было".

Лидером рынка среди тяжелых грузовиков традиционно стал КамАЗ, данные о продажах которого не учитываются в статистике АЕБ. Из отчетности КамАЗа следует, что заводу удалось продать в прошлом году 39,3 тыс. грузовиков, включая сборочные комплекты, продажи выросли на 2,7%. При этом доля КамАЗа на рынке снизилась с 38,4% в прошлом году до 33,7%. По данным КамАЗа, второе место занял МАЗ, который получил 12,8% рынка, продав около 15 тыс. автомобилей. Продажи "Урала" (входит в группу ГАЗ) из-за сокращения гособоронзаказа упали на 48%, до 5,2 тыс. машин, в итоге завод оказался на пятом месте по объему продаж, его опередили иностранные производители. В целом, по оценкам КамАЗа, доля иностранных грузовиков на рынке выросла с 39% в прошлом году до 48%.

Лидером среди иномарок стал MAN, который увеличил продажи на 6%, до 7,4 тыс. машин. Вслед за ним идет Scania (5,8 тыс. автомобилей), однако ее продажи упали на 14%. Продажи также снизились у Ford Trucks (на 21%), Hyundai (на 13%) и Isuzu (на 80%). Хорошую динамику показали лишь Mercedes Benz, который увеличил продажи на 80%, до 4,8 тыс. машин, и Renault, продажи которого выросли на 22%, до 1,6 тыс. машин. "На снижение продаж многих брендов в том числе повлияли кризисные ожидания, которые были на рынке весь год, сейчас спрос начинает постепенно восстанавливаться, поскольку существует большая потребность в обновлении парка грузовых автомобилей, но по итогам первого квартала этого года все равно можно ожидать снижения продаж",— добавляет Андрей Чурсин.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете "Коммерсантъ", №33 (5064), 22.02.2013

Авторы: Егор Попов, Денис Скоробогатько

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

22 февраля 2013
  • Комментарии 0
  • Посещений 3385

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте