Отверточная сборка не прокатит

Россия и Казахстан предложили отменить исключительные экспортные льготы для зарубежных автоконцернов, которые ведут сборку в свободных экономических зонах (СЭЗ) в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Для остальных промсборщиков экспорт в страны ЕАЭС доступен лишь при высокой локализации, но для СЭЗ такого требования нет. Против этого Белоруссия, которая активно зовет в свои СЭЗ инвесторов, привлекая их таможенными льготами. Эксперты не исключают, что отмена преференций приведет к пересмотру планов иностранных автоконцернов по развитию производств в Белоруссии.


Автозаводы, работающие в СЭЗ стран ЕАЭС (РФ, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Армения), могут лишиться права беспошлинного экспорта по территории союза, сообщили «Ъ» в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Сейчас право на свободный экспорт есть только у производителей, которые работают по соглашениям о промсборке, при этом уровень локализации производства должен достигать 30%, а с июля 2018 года — 50%. Но для резидентов СЭЗ такие требования не действуют, и в сентябре с предложением выравнять условия выступили Россия и Казахстан. Для машин, не соответствующих условиям локализации, проект документа, разработанный ЕЭК, предусматривает экспортные квоты, размер которых будут определять государства.

По данным ЕЭК, Армения и Киргизия одобрили идею, но Белоруссия в рабочем режиме сообщила, что ее не поддерживает. В комиссии пояснили, что решение рассмотрят на заседании совета ЕЭК на уровне вице-премьеров 2 декабря, при согласовании вопрос будет вынесен на высший совет ЕАЭС в конце декабря.

В Минпромторгах Белоруссии и РФ на запросы «Ъ» не ответили. В Минэкономики РФ инициативу поддерживают, но «при условии защиты своих интересов». Источники «Ъ» в отрасли сходятся в том, что «выравнивание условий — правильная идея» и в целом инициатива «необходима» для защиты внутреннего рынка. В «Соллерсе» полагают, что нужно вводить единые критерии уровня локализации для всех автоконцернов, которые хотят экспортировать внутри ЕАЭС. В компании также настаивают на ужесточении административных мер: если на рынок попала машина, не соответствующая критериям, необходимо ввести «доплаты компенсационных пошлин».

Сейчас в России отдельными льготами по беспошлинному экспорту внутри ЕАЭС обладает калининградский «Автотор» (выпускает Kia, Hyundai, BMW), но он потеряет их в апреле 2016 года. Режим свободной торговли для завода будет закрыт: уровень локализации — в среднем 18-25%. Источник «Ъ», знакомый с ситуацией, поясняет, что казахская, белорусская и российская сборка в СЭЗ не включает требований по локализации и предусматривает бессрочный период крупноузловой сборки (SKD).

В Казахстане производители попадают под требования свободного экспорта, поясняют в ЕЭК (на «Азия Авто» собирают Chevrolet, Kia, Lada и Skoda, на «Агромашхолдинге» — SsangYong и Peugeot).


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №216 от 24.11.2015

Автор: Яна Циноева

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

24 ноября 2015
  • Комментарии 0
  • Посещений 2241

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте