ОСАГО не вывезет

Страхование вслед за банковским сектором попало под удар: темпы роста по итогам года сократятся вдвое. Виной тому падение продаж автомобилей и девальвация рубля. На страховом рынке уже начался передел, а бизнес и граждане столкнулись с ростом стоимости полисов.


29 октября ЦБ объявил о результатах проверки страховых компаний, они неутешительны: большинство оказалось не готово к стресс-тестам. При проведении этой работы ЦБ зачастую не получал ответов на свои запросы, что было расценено как противодействие. Проверку начали после того, как граждане в массовом порядке стали жаловаться на дефицит полисов ОСАГО — это происходило в Кировской, Свердловской, Челябинской и десятке других областей. Граждане сообщали, что страховщики вместе с ОСАГО навязывают допуслуги, например страхование жизни, а при нежелании клиента ими воспользоваться отказывают в выдаче полиса ОСАГО. 70% всех жалоб граждан, поступивших в ЦБ на финансовые услуги в третьем квартале, — именно на страховщиков.

Неожиданно возникший дефицит страховщики объясняют убыточностью ОСАГО в части регионов, что странно, так как в целом по стране, несмотря на рост выплат, бизнес этот более чем прибыльный. В 2013 году совокупные сборы по ОСАГО составили 134 млрд руб., а выплаты — 77 млрд руб.; в первом полугодии 2014 года сборы составили 64,7 млрд руб., выплаты — 44,1 млрд руб.

Впрочем, рассказывать об убыточности ОСАГО для страховщиков — дело привычное. Многие годы они лоббировали повышение стоимости полиса ОСАГО и добились этого. С 1 октября для владельцев прав категории B базовый тариф подорожал на 23-30%, с 1980 руб. до 2440 руб. (максимум — 2574 руб.). Страховщики получили возможность маневрировать в этом коридоре и самостоятельно устанавливать тариф в каждом регионе. По идее появление коридора должно заставить страховщиков конкурировать по ценам, а заодно уж точно решить проблему дефицита полисов в регионах — теперь их продажа везде станет прибыльной. Но с учетом российской специфики введение коридора может привести к сговору ведущих страховщиков и установлению цен по верхней планке коридора.

Базовый тариф не повышался 11 лет, с момента введения ОСАГО. Полисы, конечно, все равно стоили дороже: существуют повышающие коэффициенты, зависящие от мощности двигателя, места регистрации автомобиля, возраста и стажа водителей. Эти коэффициенты власти дважды меняли — в 2009 и 2011 годах, что приводило к росту стоимости полисов. После этих изменений, например, для водителей со стажем меньше трех лет коэффициенты могли увеличить стоимость вдвое. А после роста базового тарифа стоимость полиса для водителей с нулевым стажем вождения, по подсчетам экспертов, может вырасти с 5,6 тыс. до 13,5 тыс. руб.

Одновременно с ростом тарифа возрастает и лимит выплат — до 400 тыс. руб. Но и рост базового тарифа не останавливается: с апреля 2015-го полис ОСАГО снова подорожает, ориентировочно на 20%. Правда, эти допдоходы вряд ли компенсируют тот урон, который понесли страховщики от спада на авторынке.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в журнале «Коммерсантъ Деньги» №44 от 10.11.2014

Автор: Евгений Сигал

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

12 ноября 2014
  • Комментарии 0
  • Посещений 2223

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте