Н. Жданова: «Здесь важно понять, когда будет дно»

Автомобильный рынок всегда был маркером покупательской активности: как только продажи здесь падают, во всех остальных отраслях начинают говорить о кризисе. С начала года продажи в автосалонах Новосибирска упали почти на 43%. О потенциале автокредитования с субсидированной процентной ставкой, грядущем переделе рынка и ценовой политике ведущих автоконцернов рассказала генеральный директор ГК «СЛК-Моторс» Наталья Жданова.


С начала года продажи новых машин по Новосибирской области упали на 42,7%. Что, по вашим ощущениям, сегодня происходит на рынке, какие бренды чувствуют себя уверенно, а какие могут уйти с рынка?

Изначально аналитики в целом по России прогнозировали продажи в 2015 году на уровне 2,1 млн автомобилей. В прошлом году было продано 2,435 млн машин. Если говорить про наши ожидания в начале этого года, то для себя мы делаем прогноз продаж на уровне 1,8-1,9 млн автомобилей. Думаю, примерно таким уровень продаж и будет. Падение составит около 25-27%, но премиальный сегмент все-таки, по нашим ожиданиям, сожмется всего на 6-7%.

Я посмотрела статистику по российскому рынку, и вот что интересно. В массовом сегменте среди японских брендов самое умеренное падение по результатам работы в январе — феврале 2015 года по сравнению с первыми двумя месяцами прошлого года сегодня демонстрирует Toyota — 29%, это лучшие показатели по сравнению с конкурентами. У Nissan падение составило 34%, Mitsubishi — 44%, Honda — 85% к уровню прошлого года, у Hyundai продажи, наоборот, на 2% выросли.

Схожая динамика у европейских брендов: Peugeot — минус 81%, это очень большая цифра для этого бренда; Ford — 69%; Volkswagen — 39%. Skoda показала очень хороший результат в своем сегменте: падение составило всего около 4%. Что касается премиального сегмента, то здесь все гораздо лучше. Mercedes-Benz показал плюс 15% в продажах к уровню прошлого года, BMW — плюс 3%, у Audi продажи упали на 22%, у Land Rover они снизились на 29%, Lexus вырос на 4%. Но самый большой рост, на 91%, показал Porsche. Продажи Porsche в этом году очень хорошо вырастут, это уже очевидно.

Сибирский рынок в плане основного тренда на фоне российской статистики не сильно отличается. У Ford очень большое падение — 74%, Mitsubishi — 36%. У Toyota продажи упали на 16%, но здесь очевидные вещи: у нас все-таки достаточно крепки японские бренды. Lexus показал плюс 28% (121 машина была продана в январе — феврале 2014 года, 156 автомобилей продали за первые два месяца текущего года), Hyundai — плюс 3%. Очень интересные данные по продажам Porsche: если по России они выросли на 91%, то по Сибири рост составил 213%. Мы этот тренд видим и по своему дилерскому центру, и наша основная задача сейчас работать над тем, чтобы представительства концерна увеличивали объем производства на наш рынок. BMW в общероссийском масштабе показывает рост продаж, а в Сибири мы видим падение на 27%. Это интересно, почему-то BMW здесь не удержал свои позиции и никак не улучшил ситуацию. У Audi падение составило 11%, но надо тут отдать должное Новосибирску, где продажи бренда снизились на 40%. Ничего сверхъестественного в этих цифрах я не вижу, производитель сменил в регионе партнера, дилерский центр переехал на окраину города. Думаю, такое падение объяснимо именно сменой игрока на рынке. Mercedes-Benz в продажах вырос на 14%. SsangYong очень сильно упал по России — на 61%, это очень много для массового сегмента. Nissan снизил продажи на 35%, что тоже в общем российском тренде. Как и Peugeot, к сожалению: бренд в Сибири демонстрирует падение на 83%, что заставляет очень сильно задуматься о его перспективах. Peugeot и SsangYong — это, по моему мнению, те, кто могут задуматься о своем присутствии на российском рынке.

Возможно, будут пересмотрены отношения с дилерскими центрами, скорректирована маркетинговая политика.

На рынок влияет много факторов. Очень сильно на ситуацию влияет производство, каким образом оно все-таки планируется для России. Вполне возможно, бренды, провалившиеся по продажам в начале года, наверстают это отставание. В январе — феврале на рынок поступает то, что производилось в ноябре — декабре. Возможно, производственные мощности в этот период были немного прижаты с какой-то целью. Я не знаю, посмотрим, как будут развиваться события в ближайшие два месяца. Думаю, март — апрель будет в этом смысле показателен. Мы ведь не говорим о конкретном дилерском предприятии, мы говорим о ситуации на рынке в целом. Например, Land Rover — это все-таки сопряженный бренд с Porsche, наш прямой конкурент, и мы всегда успехи в продажах Porsche связываем со слабыми игроками Land Rover на рынке. В тех городах, где слабые игроки по продвижению Land Rover и очень сильный игрок по Porsche, продажи последнего значительно выше.

С чем связан такой рост продаж Porsche?

Премиальный сегмент всегда падает очень мало, но стоит отметить, что он никогда и не растет такими темпами, какие показывает массовый сегмент. Что касается именно Porsche, компания очень лояльно подошла к ценовой политике. Они не стали поднимать цену резко, большими скачками, как это сделали некоторые бренды, где рост составил 10%, 20%. На 1 января рост цен, например, на Porsche Macan составил около 3%, после этого с 1 февраля было поднятие цен еще на 5-7%. Такая аккуратная ценовая политика дает бренду конкурентное преимущество. Даже когда мы бренд разбиваем на сегменты, то, например, Porsche Panamera в своем сегменте был самым дешевым, чего в принципе не должно быть с Porsche. Он все-таки должен быть самым дорогим. А Panamera был дешевле Land Rover и Lexus 570, с которыми попадает в один сегмент. Март только закончился, а у нас уже продано 90% квоты на Porsche Panamera, поэтому мы будем обращаться с просьбой об увеличении производства этих автомобилей для нашего дилерского предприятия. Не буду скрывать, такой рост продаж — это во многом работа дилерской сети. Новосибирск дает больше половины всех сибирских продаж. Мы усиленно развиваем этот бренд, строим новый дилерский центр и планируем экспансию с этим брендом в регионы.

В конце прошлого года после обвала рубля сибиряки пытались сберечь свои средства, инвестируя в недвижимость, был бум продаж и на автомобильном рынке. Автомобили в принципе можно рассматривать как инвестиции?

Я не считаю автомобиль удачным средством для инвестиций, но давайте обратим все-таки внимание на то, что бум ноября — декабря на автомобильном рынке можно разложить на две части. Первая — это продажи в Казахстан и Белоруссию. То, что у нас здесь вымели большое количество автомобилей, это, конечно, не инвесторы, а в чистом виде перекупщики, которые дальше ушли играть на повышение на своих рынках. Что касается наших клиентов, скорее, это реализация отложенного спроса. Раньше в конце года люди говорили: мы не хотим покупать машину выпуска текущего года, подождем следующего. Сейчас покупатели просто посчитали, что цена вырастет, предсказать насколько — невозможно, и реализовали свой спрос в массовом порядке в ноябре — декабре. Хотя наверняка кто-то и покупал с учетом возможностей перепродажи.

Перепродают часто такие машины, как Porsche, BMW?

Перепродают, но не часто. В основном у нас конечный потребитель, и мы это видим по сохранению клиентской базы. Продажа машины — это ведь только начало работы с клиентом. Дальше мы работаем с ним на сервисе, приглашаем на различные акции, смотрим, кто владелец, есть ли в первый год владения замена собственника. Мы видим, что смена собственника составляет всего 3-4% всех продаж, это очень немного.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ Новосибирск» №68 от 17.04.2015

Автор: Анна Гадалина

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

17 апреля 2015
  • Комментарии 0
  • Посещений 2582

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте