Lada застряла в Казахстане

АвтоВАЗ приостановил сборку Lada в Казахстане, на крупнейшем для себя экспортном рынке. Дело в том, что власти выставили неустойку в 30,8 млрд руб. местной площадке «Азия Авто» за предполагаемое неисполнение обязательств по промсборке. Сейчас на заводе идут сокращения, а АвтоВАЗ значительно просел в продажах на этом рынке, ожидая решения апелляционной инстанции по возврату льгот. Кроме того, по данным «Ъ», интерес к Lada проявляли и другие производства, что ставит под еще больший вопрос запуск только что достроенной площадки по сварке и окраске «Азия Авто Казахстан», где блокпакет у АвтоВАЗа.


В Казахстане сообщили о массовых сокращениях на заводе «Азия Авто» в Усть-Каменогорске (67,9% у «Бипэк» Анатолия Балушкина) — на площадке собирались автомобили российского АвтоВАЗа Lada. Аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов пообещал, что после закрытия предприятия всем сотрудникам найдут работу, пишет Tengrinews.kz.

Это стало следствием разрыва соглашения о промсборке с «Азия Авто», по которому тому предоставлялись льготы, а также возвращался утильсбор. По данным «Ъ», конвейер был остановлен еще в ноябре, когда было расторгнуто соглашение. 3 февраля «Азия Авто» проиграла суд первой инстанции по возмещению полученных льгот — Министерство индустрии и инфраструктурного развития требует от предприятия вернуть государству 173,9 млрд тенге (30,8 млрд руб.). В министерстве говорили, что все компании, кроме «Азия Авто», слово сдержали и свои обязательства перед государством выполнили в полном объеме и в срок, введя в эксплуатацию оборудование по сварке и окраске.

Сейчас «Азия Авто» — крупноузловое производство. Предполагалось, что в дальнейшем производство Lada в Казахстане разместится на заводе полного цикла «Азия Авто Казахстан» (75% у «Бипэк» Анатолия Балушкина, 25% у АвтоВАЗа) мощностью 120 тыс. штук в год с инвестициями $840 млн. Но эта площадка до сих пор не запущена, хотя, по данным «Ъ», финальные работы на ней шли в 2020 году и «коробка» завода уже готова. Перспективы этого производства остаются непонятны, но, как говорят источники «Ъ», работы по его вводу не форсировались властями на фоне падения рынка в 2015-2016 годах и медленного восстановления, а затягивание произошло из-за проблем с кредиторами.

Разбирательство о невыполнении условий промсборки совпало с запуском «СарыаркаАвтоПрома», где производятся старые модели Chevrolet, а также площадки сборки Hyundai «Астана Моторс». На «СарыаркаАвтоПром» перешел и выпуск Kia, которые долгое время собирались на «Азия Авто». По данным «Ъ», предложение о переносе производства на эту площадку поступало и российскому концерну.

В АвтоВАЗе «Ъ» сказали, что внимательно отслеживают ситуацию и «уже изучают альтернативные варианты сохранения формата присутствия Lada и непрерывного предоставления услуг клиентам в Казахстане». Там подчеркивают, что Казахстан — один из ключевых экспортных рынков для бренда: «Здесь мы планируем еще больше развивать наше присутствие».


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №32 от 25.02.2021

Авторы: Ольга Никитина, Александр Константинов


Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

25 февраля 2021
  • Комментарии 0
  • Посещений 2387

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте