Импортные пошлины задавили локализацию

Как стало известно «Ъ», производители автокомпонентов в России пожаловались Минэкономики на ставки ввозных пошлин на субкомпоненты — они выше, чем на готовые комплектующие. Это делает экономически нецелесообразной локализацию производства компонентов в стране. В правительстве именно этот сектор называли новым вектором развития автопрома, но на изменение пошлин могут потребоваться годы.


Импортные пошлины на составные части и материалы для автокомплектующих выше, чем на готовые детали, что делает экономически нецелесообразной локализацию их производства, рассказал «Ъ» глава комитета производителей автокомпонентов АЕБ Андрей Коссов. Сейчас проблема встала особенно остро: раньше у производителей «оставалось поле для маневров, а теперь все, что можно было локализовать, уже локализовано». Дальнейшие возможности компаний ограничены, утверждает господин Коссов, в частности, из-за низких пошлин на готовые импортные комплектующие и небольших объемов рынка РФ.

С момента девальвации рубля в 2014 году правительство стало делать акцент в том числе на развитии местной базы автокомпонентов, чтобы не зависеть от подорожавших импортных комплектующих. Но пока практически единственная поддержка компонентщиков — это небольшие займы под льготный процент у ФРП. Минпромторг встраивает такие стимулы в специнвестконтракты (фиксация налоговых льгот в обмен на инвестиции), куда включаются требования по локализации узлов за госсубсидии. Источники «Ъ» в отрасли утверждают, что малые объемы внутреннего рынка не делают экономически целесообразным производство компонентов, и замечают, что выгоднее импортировать детали с завода, который выпускает их миллионами штук, чем создавать мелкое производство.

Андрей Коссов приводит в пример высокие ввозные пошлины на алюминиевые субкомпоненты, защищающие производителей РФ. Но в стране выпускаются не все виды продукции, в частности, специфические литые детали, пошлина на которые 9%, поясняет он. По словам господина Коссова, получается, что импортировать субкомпоненты дорого и «зачем это делать, если на готовые изделия пошлины ниже». Директор по продажам и инжинирингу Faurecia Clean Mobility (производитель автокомпонентов) Александр Горин рассказал «Ъ», что нержавеющая сталь для систем выхлопов не производится в РФ, создание локального поставщика было описано в одном из проектов стратегии отрасли, но дальше дело не пошло. Ситуация с пошлинами на нержавеющий прокат мешает увеличить локализацию компонентов, добавил он.

По словам Андрея Коссова, пока российский авторынок рос (до весны 2013 года), производители планировали проекты по локализации выпуска в РФ, но многие сорвались как раз из-за того, что импорт работает «очень эффективно». Сейчас ситуация на рынке начинает улучшаться, и в перспективе, если тенденция сохранится, компонентщики снова начнут проявлять интерес к производству в России. Но проекты будут упираться в проблемы с пошлинами, полагает он: компаниям сложно сохранить уровень цен, сравнимый с серийным производством больших объемов импорта при нулевых пошлинах.

Некоторые автокомплектующие классифицируются кодами товарной номенклатуры, которые могут применяться и в других отраслях, добавляет господин Коссов. Он приводит в пример устройства для очистки газов, которые используются не только в автомобилях, но и промышленными предприятиями. Пошлины на них нулевые, чтобы устройства были доступнее для поддержания экологии, и с учетом нулевых пошлин местному производству сложно оставаться конкурентоспособным. Андрей Коссов предлагает ввести разные коды и ставки пошлин на один и тот же тип продукции в зависимости от цели их использования (для производства или перепродажи).


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного в газете «Коммерсантъ» №242 от 27.12.2017

Автор: Яна Циноева

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

27 декабря 2017
  • Комментарии 0
  • Посещений 2676

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте