Грузовики скатились под гору

Падение российского рынка грузовиков в 2013 году оказалось значительно глубже, чем рынка легковых автомобилей. Продажи снизились на 29%, сильнее всего у иностранных брендов. Участники рынка связывают это в первую очередь с завершением крупных строительных проектов, общей стагнацией экономики и снижением инвестиционной активности, что приводит к падению спроса на коммерческий транспорт. В январе тенденция сохранилась, причем теперь жертвой стал российский КамАЗ. Если по 2013 году он показал снижение продаж всего на 4%, то в январе — на 26%.


Продажи тяжелых грузовиков массой 14-40 т в 2013 году упали на 29%, до 83,9 тыс. машин, следует из презентации КамАЗа о ситуации на рынке. Эти данные сейчас являются наиболее репрезентативными, поскольку Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) уже год не публикует статистику продаж грузовиков. Лидером рынка традиционно стал сам КамАЗ, которому удалось продать 38,6 тыс. грузовиков (включая сборочные машинокомплекты). Но по сравнению с 2012 годом продажи КамАЗа упали на 4%. При этом доля завода на рынке выросла на 11,3 п. п. до 45%. Второе место сохранил белорусский МАЗ, но его продажи упали почти вдвое, до 7,5 тыс. грузовиков, а доля рынка снизилась на 4 п. п., до 9%. Продажи «Урала» (входит в группу ГАЗ) упали 3,8%, до 5 тыс. автомобилей, его доля увеличилась на 1 п. п., до 6%.

Спрос на иномарки в 2013 году упал на 40,9%, до 33,1 тыс. машин. Общая доля иностранных производителей сократилась на 8 п. п. до 40%. Продажи MAN снизились на 41%, Mercedes-Benz — на 14,5%, Scania — на 22,5%, Volvo — на 37,6%. Каждый из них продал по 5,3 тыс. машин, следует из данных КамАЗа. Также на 42,6% упали продажи DAF (3,9 тыс. автомобилей), на 70,5% — Iveco (2 тыс. автомобилей) и на 39,2% — Renault (1,7 тыс. машин). Дозвониться до представителей иностранных автоконцернов вчера не удалось. В КамАЗе ситуацию объясняют общим падением рынка, замедлением темпов экономики и завершением крупных строительных проектов: объектов в Сочи, Универсиады и форума стран АТЭС. В 2014 году с учетом экспорта завод планирует продать 43,5 тыс. грузовиков и сохранить 45% российского рынка.

Рынок коммерческого транспорта начал падать осенью 2012 года после введения в России утилизационного сбора, который сильнее всего ударил по импорту тяжелых грузовиков (размер сбора для них составляет 250-450 тыс. руб). По данным АЕБ, в 2012 году продажи машин массой более 16 т упали на 12%. Российский рынок легковых автомобилей падает с марта 2013 года. По данным PricewaterhouseCoopers в прошлом году продажи составили 2,6 млн машин, на 5,5% ниже, чем годом ранее.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на сайте газеты «Коммерсантъ» №28 от 19.02.2014

Авторы: Роман Кондратьев, Егор Попов

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте