Гонки на выживание

Автодилеры оказались на удивление устойчивыми и к кризису продаж, и к практически полному прекращению кредитования в секторе, и к отсутствию поддержки со стороны производителей. В последние полгода на рынке опасались массового краха дилерских центров, но до сих пор почти всем удалось удержаться — ситуация еще не настолько плоха, чтобы избавляться от салонов по дешевке. Впрочем, в отрасли уверены, что затишье будет недолгим: кризис отсеет слабых игроков, а оставшимся придется переориентироваться на зарубежные стандарты с опорой на автосервис и торговлю подержанными машинами.


Каждый за себя

По российскому авторынку кризис прокатился вдвойне — девальвация рубля наложилась на падение спроса, которое длится уже два года, а с января резко ускорилось. В январе-мае автопродажи, по данным Ассоциации европейского бизнеса, упали на 37,7%, до 125,8 тыс. машин. Директор нижегородской компании «АвтоКлаус Центр» (дилер Volkswagen, Skoda, Kia и Ford) Дмитрий Мешков уверен: ставки по кредитам сейчас таковы, что если бизнес сильно закредитован и автоцентр открылся недавно, то никакие продажи не позволят выйти на окупаемость. «Заемные средства предоставляются под 17-22%, причем только в банках, с которыми мы уже работали, в других привлечь кредит почти невозможно», — констатирует гендиректор компании «Автолига Центр» (дилер Audi в Нижнем Новгороде) Анджей Таубергер.

В этих условиях для избегания кассового разрыва дилерам приходится искать иные источники фондирования — либо привлекать дополнительные деньги клиентов, существенно повышая предоплату за автомобили и выкупая ПТС у производителя практически целиком на средства покупателей, либо договариваться с производителями о льготных условиях поставок машин. Например, PSA Peugeot Citroen увеличили бесплатный факторинговый период, поэтому, рассказывает гендиректор «Феникс-авто» (омский дилер Citroen, Skoda, Suzuki, Subaru, Hyundai, Honda) Сергей Сырников, можно не привлекать средства под выкуп машин.

Кроме того, говорят источники «Ъ», в погоне за бонусами от производителей (даются за выполнение планов продаж) участники рынка прибегают к «различным недобросовестным ухищрениям», рискуя лишь ухудшить свое положение. Например, собеседники «Ъ» в автопроме рассказывают, что некоторые дилеры импортных автомобилей, не выполняя планы, отражали часть нереализованных машин проданными, а затем — после понижения цен производителем — попали в ситуацию, когда приходилось сбывать продукцию по более низким ценам. Новая скидка производителем в таком случае, разумеется, не возмещалась, а маржа дилеров вдвое сжалась.

Еще одной проблемой, которая затронула и крупных, и мелких игроков, стало затоваривание складов. Собеседники «Ъ» на рынке рассказывают, что после декабрьского всплеска спроса, когда покупатели избавлялись от рублей, с начала года продажи резко обвалились и на складах скопились излишки. Но затем производители начали повышать цены (в среднем на 30%), и затоваривание обернулось преимуществом. Большой сток машин, купленных по старым ценам, дилеры распродавали уже по более высоким. Это частично компенсировало снижение спроса: продавцам удалось значительно нарастить маржу и получить возможность сделать ставку не на объемы продаж, а непосредственно на рентабельность.

Более четко начала прорисовываться тенденция, заметная и ранее: лидеры по продажам в количественном выражении не всегда оказываются лидерами по доходам. Например, по данным рейтинга журнала «АвтоБизнесРевю» по итогам 2014 года, продажи «Автомира» занимают второе место в РФ — 72,8 тыс. машин, тогда как по выручке он лишь на четвертом месте с 70 млрд руб.

Вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев утверждает, что маржинальность дилерского бизнеса снижается последние четыре года. Если в 2012 году доходность по EBITDA была в среднем больше 5%, то сейчас показатель сократился до 4%. Директор группы по обслуживанию автомобильной индустрии Deloitte Татьяна Кофанова считает, что рентабельность продаж машин в 2015 году снизилась в 1,5-3 раза в зависимости от модели. Доходность по чистой прибыли, продолжает господин Мосеев, составляет около 1% и то вытягивается за счет сильных игроков — как минимум 30% дилеров, по его подсчетам, убыточны. При этом он наблюдает «серьезные проблемы» с доходностью по определенным маркам: «Особенно трудно приходится дилерам Peugeot, Citroen, Opel и Chevrolet». Впрочем, в связи с этим участилась смена брендов на более доходные: например, «АвтоСпецЦентр» поменял Suzuki на Datsun, поясняет вице-президент РОАД.


В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на сайте газеты «Коммерсантъ» от 19.06.2015

Авторы: Яна Циноева, Игорь Лесовских, Ольга Данилова, Анна Павлова

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться на сайте